Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественное наблюдение

06.07.2019

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЮ на выборах Губернатора Вологодской области 8 сентября 2019 года

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЮ на выборах Губернатора Вологодской области 8 сентября 2019 года

Для удобства восприятия - СМОТРИТЕ ФАЙЛ Памятка наблюдателю.
Скачайте Методичку для использования в работе.

Центр избирательного права и избирательного процесса при Северо-Западном институте (филиале) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ МЕТОДИЧКИ
Уважаемые наблюдатели!

8 сентября 2019 года в Вологодской области состоятся выборы Губернатора Вологодской области. В соответствии с Уставом Вологодской области, Губернатор Вологодской области будет избран на пятилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования. Выборы Губернатора Вологодской области по значимости являются одним из наиболее важных событий для населения, проживающего на территории Вологодской области. Губернатор является высшим должностным лицом области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства области. При вступлении в должность Губернатор приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, уставу и законам Вологодской области, обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области. В настоящее время на законодательной основе в избирательном праве закреплен институт общественного наблюдения избирательного процесса с конкретными целями и задачами. Общественное наблюдение – это наблюдение не партийное, не политическое и не в интересах отдельного кандидата, это – наблюдение именно со стороны гражданского общества. Сегодня общественный наблюдатель – это независимый контролёр избирательного процесса. Задача общественного наблюдателя – не допустить нарушений избирательных прав граждан, повысить открытость и прозрачность избирательного процесса. Каждый гражданин имеет право прийти на избирательный участок и отдать свой голос за одного из кандидатов. Наши выборы должны быть легитимными и неконфликтными. И поэтому общественное наблюдение, имеющее особую правовую природу, приобретает особую значимость для широкого круга активных людей вникнуть в избирательный процесс и обеспечить законность избирательных действий. В Вологодской области начата масштабная работа по формированию корпуса независимых и квалифицированных наблюдателей, их подготовке и обучению. Предлагаемая в книге правовая информация позволит изучить вопросы о правовом статусе общественного наблюдателя, его правах и обязанностях, полномочиях и обязанностях участковых избирательных комиссий, правилах поведения на избирательном участке, найти ответы на возникшие вопросы непосредственно в день голосования.

И.В. Груздева, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Заслуженный юрист Российской Федерации.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ГУБЕРНАТОРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Правовые основы статуса Губернатора Вологодской области закреплены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 и Уставом Вологодской области (закон Вологодской области от 18 октября 2001 года № 716-ОЗ)2. Губернатор области является высшим должностным лицом области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области (ст.35)3. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Порядок проведения выборов Губернатора области определяется законом Вологодской области от 13 июля 2012 года № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области»4. Решение о результатах выборов Губернатора области принимает Избирательная комиссия области на основании протокола о результатах выборов Губернатора области. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Губернатор области вступает в должность не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов с момента принесения им населению области присяги на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области следующего содержания: «Вступая в должность Губернатора Вологодской области, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания области, председателя Избирательной комиссии области. На церемонию принесения присяги приглашаются представители судов, расположенных на территории области, прокуратуры области, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, политических партий, общественных движений и организаций. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет. Одно и то же лицо не может замещать должность Губернатора области более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность. Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области (ст.37). Основные полномочия Губернатора области закреплены в статье 38 Устава Вологодской области Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области: - представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; - подписывает и обнародует (официально опубликовывает) законы области либо отклоняет законы области в установленном порядке; - представляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, публикует проект областного бюджета; - представляет в Законодательное Собрание области ежегодный отчет об исполнении областного бюджета, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области; представляет Законодательному Собранию области не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием области; - ежегодно не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, представляет в Законодательное Собрание области обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Вологодской области и учредителем которых является Вологодская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций;
- ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета; - информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области; - формирует высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство области, руководит Правительством области, принимает решение об отставке Правительства области; - осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица; - вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать Законодательное Собрание области очередного созыва на первую сессию Законодательного Собрания области ранее установленного срока; вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области при наличии оснований и в порядке, определенных действующим законодательством; вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса; - дает заключения по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством; - подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, договоры и соглашения от имени Правительства области, договоры от имени Правительства области о предоставлении областных государственных гарантий, договоры, заключаемые в связи с предоставлением областной государственной гарантии, а также соглашения с федеральными органами государственной власти о предоставлении межбюджетных трансфертов; - определяет порядок подготовки органами исполнительной государственной власти области проекта договора о разграничении полномочий, направляет проект договора о разграничении полномочий в Законодательное Собрание области, подписывает договоры о разграничении полномочий, соглашения с федеральными органами исполнительной власти, в том числе о передаче осуществления части полномочий органов исполнительной государственной власти области, а также договоры, соглашения от имени области как субъекта Российской Федерации; - вправе направлять мотивированное обращение об изъятии полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случаях, указанных в абзацах третьем, четвертом пункта 72 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - вправе инициировать совместное обращение с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти об изъятии полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случае, указанном в абзаце пятом пункта 72 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - учреждает государственные награды области, почетные звания области, государственные премии области, награждение которыми (присуждение которых) осуществляется Губернатором области, награждает государственными наградами области, присуждает почетные звания области, государственные премии области; - осуществляет руководство гражданской обороной на территории области, в том числе по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке постановления Законодательного Собрания области; - подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации; вправе обращаться в суды; - определяет структуру исполнительных органов государственной власти области; - согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством; - назначает половину состава избирательной комиссии области; - решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области; - при необходимости, в пределах своей компетенции, назначает представителей в иных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации, а также международных, экономических организациях; - обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; - вправе вносить в Законодательное Собрание области предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области; - назначает на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с учетом мнения предпринимательского сообщества; - досрочно прекращает полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо с его согласия; - осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первого заместителя Губернатора области, председателя Правительства области и заместителей Губернатора области. Количество заместителей и распределение обязанностей между первым заместителем Губернатора области, председателем Правительства области и заместителями Губернатора области устанавливается решением Губернатора области. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства области подписывает и обнародует законы Вологодской области, постановления Правительства Вологодской области, а также в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений (ст.ст. 54,68). Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области, регламентированы ст.40. Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Вологодской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.



ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ГОЛОСОВАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

В целях защиты избирательных прав граждан на выборах Губернатора Вологодской области, а также правового просвещения в сфере избирательного права ниже представлены ответы на наиболее распространенные вопросы, связанные с выборами.

– Где можно принять участие в голосовании?
– Принять участие в голосовании можно в помещении для голосования того избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, либо вне помещения для голосования в день голосования (т.е. на дому – при наличии к тому уважительных причин).

– В какое время можно проголосовать в помещении избирательного участка в день голосования?
– Помещения для голосования избирательных участков открыты для голосования избирателей с 8 до 20 часов по местному времени.

– Где на избирательном участке можно ознакомиться с информацией о выборах?
– С информацией о выборах избиратель может ознакомиться в помещении для голосования. Перед помещением для голосования участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию о кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. Помимо этого, на информационном стенде размещаются образец заполненного избирательного бюллетеня, извлечения из законов, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах. Информацию о месте нахождения информационного стенда, а также о материалах, размещенных на нем, избиратель может уточнить у членов участковой избирательной комиссии.

– По предъявлению каких документов избирателю выдаются избирательные бюллетени для голосования?
– Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта. По заграничным паспортам бюллетени избирателям не выдаются.

– Кому участковая избирательная комиссия не сможет (откажет) выдать бюллетени в день голосования?
-гражданам, не достигшим на день голосования (8 сентября 2019 года) возраста 18 лет;
-гражданам, место жительства которых расположено за пределами территории Вологодской области;
-гражданам, признанным судом недееспособными;
-лицам, не имеющим гражданства РФ и не имеющим регистрацию
-гражданам - избирателям в целях голосования ими за других избирателей (например, за супруга, за дочь и т.п.);
-гражданам, не предъявившим участковой избирательной комиссии свой паспорт или иной документы, удостоверяющий личность.

– Каков порядок голосования в помещении для голосования избирательного участка?
– При голосовании на избирательном участке для получения избирательных бюллетеней избиратель должен предъявить паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина РФ. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень. В этом случае избиратель вправе воспользоваться помощью другого лица (избирателей).

– Кто может оказать помощь при получении и заполнении избирательного бюллетеня?
– Если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем.

– Какими должны быть действия избирателя, если он совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня?
– Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.

– Можно ли проголосовать на дому?
– У избирателей, которые по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) не могут в день голосования прийти на избирательный участок, есть возможность проголосовать на дому. Чтобы это сделать, надо сообщить в устной или письменной форме о своем намерении, связавшись с ближайшей территориальной или участковой избирательными комиссиями. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее, чем за шесть часов до окончания времени голосования (то есть до 14 часов 8 сентября 2019 года). В этом случае в день голосования избирателя посетят представители избирательной комиссии с переносным ящиком.

– Будет ли возможность досрочного голосования на выборах Губернатора Вологодской области?
– Досрочное голосование на выборах Губернатора Вологодской области может проводится только с разрешения Избирательной комиссии области на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования.

– Куда можно обратиться в случае нарушения избирательных прав?
– Решения и действия участковых избирательных комиссий и их должностных лиц, могут быть обжалованы в суд или в территориальную избирательную комиссию.

– Что нужно сделать для того, чтобы проголосовать не по месту жительства?
– Для того, чтобы принять участие в выборах, находясь на территории Вологодской области вне своего места жительства, следует подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Это можно сделать, используя несколько способов. Через портал «Госуслуги» в режиме онлайн или при личной явке в территориальную избирательную комиссию (ТИК), либо в участковую избирательную комиссию (УИК), либо при обращении в любой многофункциональный центр (МФЦ). Срок подачи заявления начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

– Можно ли подать несколько заявлений?
– Нет, у избирателя есть право подать заявление только один раз. Если выяснится, что он все же подал несколько, то действительным будет считаться только первое заявление. Все остальные, более поздние, во внимание приниматься уже не будут.

– Возможно ли, подав заявление, принять участие в выборах, придя на свой избирательный участок, если, к примеру, обстоятельства изменились и 8 сентября избиратель оказался дома?

– Да, такой вариант возможен. Но в этом случае придется подождать на участке, так как члены комиссии УИК должны будут проверить, не голосовали ли вы уже в другом месте. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту своего нахождения.

ПОДРОБНЕЕ в методичке. Скачайте её из Облака.


Возврат к списку