Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

ПЕРСПЕКТИВЫ ТОЧЕК РОСТА

18 Декабря 2017

ПЕРСПЕКТИВЫ ТОЧЕК РОСТА

Почему в региональной экономике должно присутствовать плановое начало? Поддержке каких отраслей экономики сегодня следует уделить особое внимание?

На Гражданском форуме «Общественные советы и НКО - основа развития гражданского общества», который прошел в Вологде 14 декабря, мы побеседовали с заместителем председателя Общественной палаты Вологодской области, главой комиссии по экономическим вопросам Ибадатом Рзаевым и подвели итоги уходящего года.

Одна из задач Общественной палаты области - сотрудничество с общественными советами муниципалитетов, совместный поиск решения существующих экономических и социальных проблем. Поэтому начать разговор мы решили с ситуации на местах.
- В течение года члены Общественной палаты побывали практически во всех муниципальных образованиях области, где регулярно проводили мероприятия с местными общественными советами. Мы целенаправленно собирали людей с целью узнать их предложения: что нужно делать, чтобы улучшить их жизнь. До этих мероприятий многие участники общественных советов признавались нам, что они устали от чиновничьего равнодушия.
Активисты постоянно куда‑то обращаются, говорят, пишут, предлагают, а воз и ныне там. Наши встречи и совещания в определенном смысле взбодрили их. Благодаря онлайн-совещаниям, которые мы в уходящем году регулярно проводили, у членов советов появилась возможность общаться друг с другом, делиться информацией и наработанным опытом. В итоге советы стали заметно активнее заниматься общественной жизнью своих муниципалитетов, участвовать в решении хозяйственных проблем.

- ЧАСТО ЛИ ЗВУЧИТ НА ПОДОБНЫХ ВСТРЕЧАХ КРИТИКА ВЛАСТИ?

- Это уж как водится. Что греха таить - людей, критикующих власть, в районах немало. Ведь сейчас идет настоящее опустошение сельских территорий - население оттуда уезжает. Но наша задача не критиковать власть, а вместе с ней искать решение, как остановить этот поток. А сделать это можно только путем создания на местах привлекательных условий - чтобы муниципальные образования развивались, создавались новые предприятия, расширялась налогооблагаемая база, строилось жилье. Только так люди не будут покидать сельские территории.
В этом отношении очень показателен пример действия программы «Народный бюджет». Мы всегда старались объяснить общественным советам значимость этой программы, рассказать о тех возможностях, которые она дает. Областное правительство готово поддержать людей, но нужны и их определенные усилия.
В итоге результаты превзошли все ожидания: объем расходования средств «Народного бюджета» достиг 120 млн руб. Сколько дворов отремонтировано в рамках этого проекта, сколько дорог привели в порядок, сколько детских площадок организовали?! Думаю, именно такие проекты и нужны сегодня нашим муниципальным образованиям.

- С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ МОГЛИ ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАТЬСЯ?

- Проблема состоит в том, что сегодня во многих муниципалитетах отсутствуют программы развития. На региональном уровне у нас есть Стратегия-2030, в основе которой лежит принцип народосбережения. А вот у муниципальных образований таких стратегических документов, где было бы четко написано, что и как делать, к сожалению, мне увидеть не удалось.
Пора прекращать пустой разговор о том, что рыночные отношения расставят все на свои места. Сегодня территориям следует планировать свое развитие на несколько лет вперед. Рассчитывать, что в поселение самостоятельно придет откуда‑то инвестор, откроет там предприятие, на мой взгляд, не очень перспективно. А вот определить на региональном и муниципальном уровнях, что и как именно следует делать на каждой конкретной территории, вполне реально. Если необходимо, то и создать предприятия за средства муниципалитета, региона, а не только «частников».

- КАКИЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ В РАЙОНАХ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?

- Одним из приоритетных направлений экономического развития области должно стать сельское хозяйство. Прежде всего, животноводство и пищевая промышленность. Уверен, что жители российских городов будут рады приобрести мясную, молочную, кондитерскую и иную продукцию, произведенную в нашей области. Кроме того, необходимо создавать в регионе предприятия по производству различных товаров повседневного спроса: бытовых изделий, одежды, чулочно-носочных изделий и т. п.
В магазинах, как правило, продаются товары, ввезенные из‑за пределов региона. Но почему не сделать так, чтобы часть их производилась у нас? Ведь это новые рабочие места, рынки сбыта, налоги… В сельской местности нужно развивать потребительскую кооперацию. Напомню, в советское время она играла там одну из ведущих ролей: у населения была возможность собирать и сдавать ягоды и грибы, сдавать излишки сельхозпродукции, произведенной на своем участке. В большинстве районов были грибоварочные пункты, выпекались хлебобулочные изделия, люди были заняты работой. Конечно, времена изменились, но ряд мер в этом направлении принять необходимо.
Экономика области должна функционировать за счет множества производств. При этом, конечно, без государственной поддержки здесь не обойтись.

- КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ДОЛЖНО ОКАЗАТЬ ОБЛАСТНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

- Как я уже говорил, прежде всего, нужны планы по развитию каждого муниципалитета: какие предприятия надо строить, где, в какой последовательности. Кроме того, необходимо расширять доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к доступному, посильному кредитованию. Примеры подобной помощи есть.
В этом году областным правительством впервые было принято решение о возмещении транспортных расходов тем предприятиям, которые доставляют товары в отдаленные и труднодоступные населенные пункты. На эти цели выделено 9 млн руб. Да, сумма не астрономическая, но и не маленькая. И это гораздо лучше, чем ничего.

- ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКОЙ ЗАКОНОПРОЕКТОВ. КАК ВЫ ПРОКОММЕНТИРУЕТЕ КАЧЕСТВО СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ?

- Наша комиссия дает экспертные заключения по большому количеству законов и других нормативно-правовых актов. И, может быть, я ошибаюсь, но ситуация в стране сегодня ненормальная. Во времена СССР я мог себя считать профессионалом, до тонкостей зная все требования, предъявляемые к моей отрасли законами и постановлениями. А сегодня в законодательстве столько изменений и дополнений, что, думаю, уже ни один человек не возьмется утверждать, что он специалист в какой‑либо сфере.
Уверяю вас, что большинство предпринимателей и руководителей предприятий не успевают сориентироваться в этих бесконечных изменениях и в результате действуют по интуиции. Но это же неправильно! В нормативно-правовой базе должна быть стабильность.

- И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС - О БЮДЖЕТЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД. ДО ЕГО ПРИНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРОВОДИЛА ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ. КАКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В ИТОГЕ ЕМУ ДАНА?

- Во-первых, бюджет принимается на три года, и это хорошо - область не живет одним годом, а действует на перспективу. Во-вторых, бюджет социально направленный - более 67% расходов идут на социальные нужды. В-третьих, база собственных налоговых и неналоговых доходов за три года должна увеличиться на 8,4 млрд руб., и это серьезный показатель. Кроме того, бюджет профицитный. И вот здесь мнения разделились. Некоторые считают, что лучше было бы сделать бюджет дефицитным, увеличив расходы по ряду важных направлений. А правительство пусть потом «крутится» и ищет дополнительные доходы. Однако я поддерживаю именно профицитный бюджет. С моей точки зрения, сначала лучше рассчитаться с основными долгами, чтобы затем у власти появилась возможность реализовать долгосрочные проекты, направленные на развитие малого бизнеса, произ- водственной базы, экономики области в целом.

Журнал "Бизнес и власть"