Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Дополнительные предложения внесены в проект резолюции Общественной палаты Вологодской области по итогам общественных слушаний на тему "мусорной реформы"

5 Апреля 2019

Дополнительные предложения внесены в проект резолюции Общественной палаты Вологодской области по итогам общественных слушаний на тему "мусорной реформы"

Общественные слушания собрали на площадке Общественной палаты более 80-ти человек.
Приветствовали собравшихся заместитель Губернатора Антон Стрижов и председатель Общественной палаты Вологодской области Ольга Данилова.
Ольга Михайловна рассказала о подготовке к Общественным слушаниям. Рабочие группы собирались несколько раз на площадке Общественной палаты, обсуждали вновь поступившие обращения граждан и те шаги, которые предпринимаются в данный момент всеми субъектами реформы для налаживания корректной деятельности в период изменения системы.
Ольга Михайловна предложила участникам во время слушаний не вдаваться в полемику, а кратко, чётко и информативно делиться теми предложениями, которые появились.
Заместитель Губернатора Вологодской области Антон Стрижов отметил: «Любой процесс, который начинается с нуля, вызывает массу вопросов, требующих осмысления и определённых корректировок. Наша общая задача - организовать эффективную и прозрачную систему утилизации отходов, ликвидировать несанкционированные свалки. Я вижу, что здесь собрались люди неравнодушные к экологическим проблемам. Если мы хотим  навести порядок в регионе, значит, точно найдём правильные пути - как это сделать. На сегодняшний день то законодательство, которое принято на федеральном уровне, недоработано.  И площадку Общественной палаты нам необходимо использовать как территорию обсуждения и получения конкретных предложений. Далее необходимо изложить это юридически верно и выйти с инициативами на федеральный уровень. Анализировать, делать замеры, искать механизмы решения проблемных задач мы будем, но надо понимать, что одним днём отрегулировать ситуацию не получится».

Представители муниципалитетов, департаментов области, региональных операторов, прокуратуры, ГЖИ, Общественных советов, Молодёжного парламента, представители управляющих компаний и ТСЖ, профсоюзов, организаций, депутаты, общественники, экологи, блогеры, журналисты делились своими замечаниями и предложениями по улучшению работы территориальной схемы обращения с отходами в Вологодской области.

Член Общественной палаты Российской Федерации Галина Осокина поделилась своим мнением:  «Я посмотрела законодательные документы и считаю, что Закон нормальный, его надо правильно применять. И в этом власти может помочь система общественного контроля. Совместно с Департаментами необходимо пошагово всё разработать, посчитать, вынести на обсуждение и решить, могут ли быть применены такие тарифы и нормативы.  Мы не должны стоять в стороне и обвинять власти, что они не действуют.  Конечно, необходимо было сделать мониторинг нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в тот период, когда реформа ещё не вступила в силу и региональные операторы не приступили к работе. Но раз мы уже включились в реформу, то люди не должны страдать от несовершенства системы».

Депутат ЗСО Александр Морозов отметил, что Региональный оператор должен быть государственной структурой и прибыль должна поступать в бюджет области.
Евгений Доможиров согласился с тем, что реформа нужна, но выступил против завышенных тарифов и невыполнения региональным оператором некоторых обязательств.
Наталья Кукушкина, председатель Профсоюза работников образования Череповца, поделилась цифрами, приведя в пример школы и детские сады: "Если до 1 января детский сад платил за вывоз мусора 2-2,5 тыс.руб., то в январе 2019 года выложил уже 13 тысяч, а в феврале - почти 16 тыс.руб. При этом на год дошкольному учреждению выделено всего 59 тыс.руб. То есть этих денег по новому тарифу хватит на полтора квартала, а остальное ляжет нагрузкой на бюджеты. Мусорить больше не стали, а затраты увеличились во много раз!"
Было предложено запустить областную программу по организации раздельного сбора мусора и сделать тарифы прозрачными.
Сергей Городишенин обратил внимание на то, что тарифы для сельских жителей непомерные. Он акцентировал, что это должна быть не "мусорная реформа", а экологическая.
Александр Лебедев предложил создать специальную структуру, ответственную за проведение реформы в регионе, провести аудит тарифов и независимую экспертизу.
Валерий Болотов из Кирилловского района считает, что необходимо вернуться к старому тарифу и повышать его только тогда, когда региональный оператор докажет свою состоятельность и что-то улучшит в своей сфере. Также поднял проблему пошлин, когда в банках и на почте приходится платить не 140 рублей, а 170. Региональные операторы должны заключить договоры с этими структурами, а не перекладывать данные затраты на население.
Валерия поддержал земляк Александр Сазонов, который посетовал на то, что мусора даже с кошкой не набирается столько, сколько заложено в оплату.
Антон Стрижов пояснил, что плата состоит из двух составляющих: предельный тариф на деятельность регионального оператора и норматив накопления, установленный в результате замеров, проведенных независимой организацией по методике Минстроя. В конце года в нашем регионе проанализируют тариф по фактическим затратам оператора.
На замечания участников Общественных слушаний по поводу проблем с вывозом мусора Антон Евгеньевич ответил: «Если мусор не вывозится, баки не установлены, а график вывоза не организован, об этом нужно поставить в известность регионального оператора, и услуга оплачиваться не должна».

Напомним, что по поручению Губернатора Олега Кувшинникова для жителей области в Департаменте ТЭК организована «Горячая линия». Все вопросы, связанные с новой системой сбора и утилизации ТКО, можно задать по телефону в Вологде: 8 (8172) 23-01-30.

Депутат ЗСО Владимир Селяков поднял вопрос платы за вывоз мусора из дальних населённых пунктов, тех, куда добраться техника по каким-то причинам не может.
Директор ООО «АкваЛайн» Алексей Копейкин сообщил, что по тем деревням, которые отрезаны от остальных поселений в период паводка или по каким-то другим причинам, а также по отдалённым населённым пунктам, куда мусоровозы не могут добраться,  регоператор работает с главами районов и поселений. «Ведётся система учёта, составляются графики на каждый месяц, чтобы не выставлять квитанции тем, к кому мы технически не можем приехать. Если глава не уведомил и перевозчик не предоставил список населённых пунктов, которые выпали из графика, мы сделаем перерасчёт», - обещал Алексей Николаевич.

Максим Выдров, член Молодёжного парламента, обратил внимание на инвестиционную составляющую и необходимость организации спецсчёта.
Максим Андреевич, комментируя слушания, отметил: «Проблем в реализации реформы сегодня много: начисление платежей по нескольку раз на одного человека, обеспечение муниципалитетов контейнерами для сбора ТКО, норматив образования мусора, непрозрачный тариф на услугу и его высокая стоимость, внедрение раздельного сбора мусора, значительное повышение платы за мусор для бюджетных учреждение и т.д.

Предложений для работы внесли немало. Это и создание единого государственного оператора, и предоставление возможности для частного жилого сектора оплачивать вывоз мусора по факту, и снижение комиссии банков при приеме платежей за обращение с ТКО, и утверждение единых правил для муниципалитетов при оказании помощи из областного бюджета по закупке контейнеров и много другое.

В свою очередь обратил внимание на инвестиционную составляющую в платежах. Сегодня нет утвержденных инвестиционных соглашений с региональными операторами, под которые закладывалась инвестиционная составляющая, есть только общее понимание, что должна появиться переработка отходов. Поэтому предложил средства, составляющие инвестиционную часть, накапливать на отдельном счете. Иначе можем получить ситуацию, когда инвестиционная составляющая была, а денег по факту нет. Тем более что в истории нашей страны это уже было».

Депутат ЗСО Алексей Голик поддержал предыдущие предложения, указал, что график вывоза мусора не выполняется, что муниципалитеты оказались в трудной ситуации, потому что купить тысячи контейнеров не имеют возможности и обозначил острую необходимость наладить взаимодействие Регионального оператора с населением, так как ответы на вопросы людей ищут все, но только не сам оператор.

Ещё ряд предложений и вопросов прозвучало в этот день. Многие, в том числе Елизавета Апциаури из администрации Междуреченского района, заявили о необходимости заключения договоров на коммунальные услуги по сбору отходов с жителями индивидуальных домов.

Выступили и главы муниципалитетов, и представители администраций районов. На них тяжёлым грузом легла проблема приобретения мусорных контейнеров и поиска финансирования этой статьи расходов.
Отметим, что заместитель Губернатора Антон Стрижов давал конструктивные дополнения, пояснения и ответы, которые вносили ясность в текущую ситуацию по внедрению реформы.

Решено провести дополнительные Общественные слушания в следующем месяце, чтобы проработать поступившие предложения и принять резолюцию.

Член Общественной палаты Вологодской области, руководитель Вологодского центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Виктор Вавилов предложил ознакомиться с проектом резолюции для дальнейшего обсуждения и внесения новых предложений.
В частности, в Резолюции Общественной палаты по итогам общественных слушаний указано:
1. Правительству области, муниципалитетам, региональным операторам  продолжить работу по формированию «Территориальной схемы твердых коммунальных отходов».
2. До 31.12.2019 года сформировать схемы вывоза отходов с охватом
99 % территорий.
3. Региональным операторам  до 31.12.2019 года довести сортировку отходов до 50 %  от общего  собранного объема, до 31.12. 2022 года – до 100%.
4. Региональным операторам на географической карте определить места установки контейнерных площадок и контейнеров с указанием  графика вывоза отходов и нормы накопления.
5. Региональным операторам разработать логистическую схему движения транспорта по сбору отходов, наладить на местах видеоконтроль, а также Глонасс мониторинг движения транспорта.
6. Региональным операторам, муниципалитетам отработать все вопросы по организации раздельного сбора отходов до 31.12.2019 года.
7. Муниципалитетам в срок до 1 октября 2019 года определить места полигонов для приема смета и снега после вывоза с проезжей части дорог.
8. Региональным операторам отработать систему отбора перевозчиков отходов (не допускать к отбору перевозчиков предприятия-«прокладки», не имеющие транспорта).
9. Региональным операторам совместно с муниципалитетами разработать договоры на коммунальные услуги по сбору отходов с жителями индивидуальных домов.
10. Правительству области, муниципалитетам, региональным операторам разработать перспективный план деятельности по отрасли сбора, перевозки, сортировки, захоронения и инвестиций (по конкретным направлениям).




Описание для анонса: