Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественная экспертиза («нулевого чтения») проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»

5 Июня 2020

Общественная экспертиза («нулевого чтения») проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»

Ваши предложения и замечания к законопроекту просим направить до 12 июня 2020 года по адресу электронной почты: opvo35@mail.ru (в редактируемом формате «Документ Word»).

Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов 12 ноября 2019 года.

Ссылка на карточку документа в Системе обеспечения законодательной деятельности: https://sozd.duma.gov.ru/bill/834162-7.

Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях устранения пробела в действующем правовом регулировании, связанного с отсутствием в законодательстве Российской Федерации порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В связи с этим предлагается дополнить статью 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» пунктом 7,согласно которому Правительство Российской Федерации  наделяется полномочием по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации на основании экспертной оценки Российской академии наук.

По мнению авторов законодательной инициативы,предлагаемое нововведение будет способствовать сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов.

Просим Вас принять участие в общественной экспертизе законопроекта и ответить на следующие вопросы:
1.    Приведет ли реализация указанных в законопроекте положений к достижению целей законопроекта, заявленных в пояснительной записке. Пожалуйста, поясните свою точку зрения.
2.     На Ваш взгляд, к каким социальным, экономическим последствиям приведет реализация положений законопроекта. Пожалуйста, поясните свою точку зрения.
3. Считаете ли Вы допустимым и обоснованным обозначение в законопроекте конкретной организации, осуществляющей экспертную оценку алфавитов и правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации. Поясните свою точку зрения
4.  Охарактеризуйте, пожалуйста, качество проработки законопроекта: имеются ли положения, допускающие неоднозначное толкование, правовые пробелы, коррупциогенные факторы, декларативные положения и повторы и т.д.

Если Вы считаете, что законопроект нуждается в доработке, пожалуйста, представьте соответствующие предложения.
Также просим Вас направить иные предложения и замечания к законопроекту, не охваченные предлагаемыми выше вопросами.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»
(в части определения порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации)

Разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (далее – законопроект) продиктована отсутствием в законодательстве Российской Федерации порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Указанный пробел затрудняет сохранение, изучение, обучение и использование родных языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, что ведёт к их возможному исчезновению.

Вместе с тем в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона № 1807-1 Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства.

В целях устранения вышеназванного пробела законопроектом предлагается внести изменение в Закон № 1807-1 и наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации с учетом экспертной оценки Российской академии наук.

Необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» в отношении русского языка предусмотрено определение Правительством Российской Федерации порядка утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, а также правил русской орфографии и пунктуации.
При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» утверждение на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, а также правил русской орфографии и пунктуации отнесено к компетенции Минпросвещения России.

Учитывая изложенное, а также в целях единообразия при проведении языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, аналогичные подходы целесообразно использовать при регулировании вопросов, касающихся использования языков коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Наличие четкого нормативного регулирования в сфере утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации будет способствовать их сохранению и развитию.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации; влияния на государственные программы Российской Федерации не оказывает.

Описание для анонса: