Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Общественная экспертиза проекта ФЗ № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»

14 Июня 2020

Общественная экспертиза проекта ФЗ № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»

Общественная палата РФ совместно с Общественной палатой Вологодской области проводит общественную экспертизу проекта федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»

С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Исследовательского Центра Частного Права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ http://privlaw.ru/sovet-po-kodifikacii/2019-1/obzor2019-12/.

Ваши предложения и замечания к законопроекту просим направить до 24 июня 2020 года по адресу электронной почты: opvo35@mail.ru (в редактируемом формате «Документ Word»).


3 апреля 2012 года Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
https://sozd.duma.gov.ru/bill/47538-6 .

27 апреля 2012 года законопроект № 47538-6 принят Государственной Думой в первом чтении.
В соответствии с постановлением Госдумы от 16 ноября 2012 года № 1150-6 ГД «О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принято решение о рассмотрении и принятии Госдумой отдельных положений указанного проекта федерального закона в качестве самостоятельных законопроектов. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поручено подготовить соответствующие законопроекты для внесения их на рассмотрение Госдумы.

В период с 2012 по 2017 годы были приняты во втором и третьем чтениях и введены в действие все законоположения общего проекта федерального закона № 47538-6, за исключением правовых норм, направленных на регулирование объектов недвижимости, а также права собственности и иных вещных прав, которые и составляют содержание проекта федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (во втором чтении) (далее – проект федерального закона, законопроект).


В соответствии с положениями законопроекта предлагается принять основной недвижимой вещью (недвижимым имуществом, недвижимостью) земельный участок, а расположенные на нем и принадлежащие собственнику земельного участка здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иные объекты, прочно связанные с участком, признать составными частями земельного участка (за исключением отдельных, предусмотренных в законопроекте случаев).

В законопроекте предусмотрено введение в Гражданский кодекс Российской Федерации новой главы 6.1 «Недвижимые вещи», положениями которой регулируются отдельные виды недвижимых вещей (земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений и машино-мест, единых недвижимых комплексов), включая правила о возникновении соответствующих вещей, их физическом и юридическом изменении, а также о порядке прекращения отдельных видов недвижимости. Важной новеллой, содержащейся в положениях об указанных видах недвижимых вещей, является государственная регистрация первоначального права на объект. Именно с момента такой регистрации соответствующие недвижимые вещи считаются существующими в качестве объектов гражданских прав.

В соответствии с положениями законопроекта раздел II действующего Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» планируется полностью заменить новым Разделом II «Вещное право», включающим в себя четыре подраздела: подраздел 1 «Владение», подраздел 2 «Общие положения о вещных правах», подраздел 3 «Право собственности», подраздел 4 «Ограниченные вещные права».

Проектируемый в законопроекте подраздел 1 «Владение» содержит положения о введении в гражданское законодательство института владельческой защиты, суть которого заключается в предоставлении упрощенной юридической защиты от самоуправных действий, направленных на завладение имуществом другого лица. Такая защита владения может осуществляться владельцем самостоятельно (самозащита), путем обращения к уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления, а также в судебном порядке.Кроме того, в рамках введения особой защиты владения в законопроекте содержится ряд норм, ранее отсутствовавших в Гражданском кодексе Российской Федерации, определяющих понятие владения, момент приобретения владения, уточняющих понятия добросовестного и законного владения.

Важной новеллой законопроекта является введение норм, регулирующих так называемые соседские права.
Так, в законопроекте предусмотрено введение принципиально новой нормы о необходимости учитывать права владельцев соседних земельных участков при осуществлении права собственности на земельный участок, а также описывается содержание так называемых соседских прав. В частности, в законопроекте содержатся нормы, в соответствии с которыми собственник земельного участка должен претерпевать воздействие исходящих с соседнего земельного участка газов, паров, запахов, дыма, копоти, тепла, шумов, вибрации и иное подобное воздействие, если оно не оказывает влияния на использование его земельного участка или оказывает на его использование такое влияние, которое не превышает установленных нормативов, а при их отсутствии – разумных пределов исходя из природы и местоположения земельных участков или из обычая. Кроме того, собственник земельного участка не имеет право возводить здания или сооружения, использование которых будет иметь следствием недопустимое воздействие на соседний земельный участок, если соглашением с собственником (владельцем) соседнего земельного участка не предусмотрено иное.

В законопроекте содержится также ряд новых норм, регулирующих основания ограничения правовых возможностей собственника земельного участка в публичных интересах, в том числе реквизиция земельного участка.


Описание для анонса: