Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Несовершеннолетняя узница фашистского концлагеря

11 Декабря 2019

Несовершеннолетняя узница фашистского концлагеря

Член Общественной палаты Любовь Разгулова в рамках акции "Луч Добра" побывала у Марии Степановны Гришиной, которая относится к детям войны и несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

С началом войны глава семьи ушёл на фронт, оставив дома жену с четырьмя детьми. Осенью 1941 года в деревню Улемец Калужской области пришли немцы. В 1943 году при отступлении жителей выгнали из домов, деревню сожгли, а людей погнали пешком в Брянск. Оттуда в товарном поезде до Эстонии, на пароходе до Германии, в лагерь в городе Рехлин. В поезде умерла двухлетняя сестрёнка.
В лагерных бараках постоянно хотелось есть, вместе с братом Мария пролезала под забором из колючей проволоки и собирали в мусорных ящиках возле столовой остатки пищи. Мама после тяжёлой работы варила суп из картофельных очисток и капустных листов, которые приносили дети.
«А в лагере нам выдавали кулерябию (что-то вроде кормовой свёклы). Она была колючей и клейкой на вкус. Мы, дети, ее не ели, - рассказывает бабушка. – Как-то маме на работе дали картошки. Брат Ваня ее мыл, резал с кожурой, нагревал на печке, и мы по очереди ели. Бывало, что нам, малолетним, давали хлеба или молока. Так и жили. При сирене нужно было срочно бежать в укрытие. Тогда мать скидывала с ног деревянные колодки, в них неудобно было даже ходить, и мы бежали в хранилище, а после возвращались в бараки».
В лагере прожили два года. А ближе к победному маю немцы хотели уничтожить всех лагерных, выведя на мост и подорвав. Об этом узнали военнопленные в соседнем лагере. Несколько человек переоделись в женскую одежду, пробрались к нам и предупредили.
Когда на следующий день немцы выгнали мирных на плац и стали строить в шеренги, люди стали суетиться, бегать в бараки, будто что-то забыли, тянуть время. В этот период переодетые в женщин красноармейцы тихо «убрали» охранников. А скоро к воротам подъехали наши… Лейтенантика, который первый забежал в лагерь и крикнул, что война закончена, а пленные могут расходиться, какой-то спрятавшийся фашист убил. Дети заплакали, так было жаль этого солдата.
«Мы отправились домой, и в октябре прибыли в нашу сожженную деревню. Отец Степан Егорович Русаков был фронтовиком. Домой он возвращаться не хотел, потому что был уверен, что семья погибла в плену. Работал в Казахстане, но когда узнал из письма родственников, что жена и дети вернулись, приехал. Скоро в нашей семье появилось ещё трое детей», - вспоминает женщина.
Мария Степановна работала дояркой, телятницей, поваром, заведующей школьной столовой, потом совхозной столовой. У неё двое сыновей, шестеро внуков и трое правнуков.
Напутствия:
Никогда не унывать,  работать, все силы отдавать стране, но и уметь веселиться, радоваться жизни, быть дружными, знать и общаться со своими родственниками, поддерживать тех, кто в беде.

О Марии Степановне Гришиной не раз писала районная газета «Сельская правда».

***
Проект реализует АНО «Легенда» при поддержке Правительства ВО, выделившего субсидию в рамках конкурса гражданских инициатив, реализует социально значимый проект помощи ветеранам Великой Отечественной войны «Система мониторинга исполнения обязательств по мерам социальной поддержки ветеранов и оценка эффективности данных мер в аспекте домашнего насилия и пренебрежительного отношения к ветеранам в семье на территории  Вологодской области».

Описание для анонса: