Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

"Бились мы насмерть!"

21 Февраля 2020

"Бились мы насмерть!"

Акция "Луч Добра". Великий Устюг
Иван Александрович Орехов живёт в Великом Устюге вместе с внучкой. Внучка – повар, поэтому дед очень хвалит её, что кормит отменно и ухаживает за ним.

Воспоминания Ивана Александровича:
В августе 1942 года я был призван в военкомат в Вологду. Призывников ростом ниже 1 м 50 см отправили рыть окопы и строить землянки, им не давали даже оружия. Я был ростом 1.80, поэтому меня отправили в тяжелую артиллерию под Москву. Там была очень напряженная обстановка, немцы наступали со всех сторон. Меня назначили наводчиком.
Когда показали наши боевые орудия – 150-мм артиллерийские пушки, то мы немного испугались. Они были очень большие и тяжелые, поражали цели, находящиеся на очень дальнем расстоянии.
Обучение мы прошли за неделю. Затем приехал подполковник, узнать, как мы освоили стрельбу. Он ещё раз напомнил, что координаты прицела будут передаваться с наблюдательного пункта. По команде «огонь» стрелять нужно было из блиндажа, дергая за веревку или с поля боя, затыкая уши ватой.
Затем были испытания. На испытание нам дали три снаряда. Первый снаряд пошел мимо цели, второй снаряд попал точно в цель, а третий чуть похуже второго снаряда. Нам сказали, что это нормально, так как немец идёт кучно, а русские удерживают дистанцию два метра друг от друга.
Во время военных действий нам выдавали по десять снарядов. Наша артиллерия стояла между городами Дмитриво и Москвой. Нашей задачей было не отдать Москву врагу. Бились мы насмерть.
После боёв под Москвой нас перебросили в Тихвин. Мы свои пушки перевозили с помощью тракторов в ночное время суток. Ночью же готовили пушки к бою. Нужно было еще замаскировать их от врагов, так как немцы атаковали и с воздуха. Тогда мы заметили спускавшихся немецких парашютистов. Утром нас отправили на их поиски, которых вместе со станциями (рациями) взять нужно было живыми. Немцев до обеда не обнаружили и решили сделать перекур. Я выбрал кочку и поставил на нее ногу, которую тут же прострелили. Мы залегли, а затем смогли взять немцев в плен. Дошли до землянки. Там мою рану обработала медсестра и отправила в город Дмитрово. Там я лечился две недели и работал связистом, так как отказался лежать в госпитале. Через две недели мои однополчане меня забрали.
Другой случай. Наша задача снова была уничтожать парашютистов. Они отстреливались очень упорно, а еще и обманывали нас: несколько человек выйдут сдаваться, а мы все были молодые, выходили без опаски брать их в плен… Другие из засады открывали по нам огонь.
Немецкие войска стали наступать на Архангельск, Онегу, Северодвинск (Молотов). Нашу артиллерию отправили на защиту городов. Мы добирались эшелонами до Вологды, а оттуда в Архангельск. Попали под бомбежку, еле пережили ночь в сыром лесу.
Мы шли до очередной деревни на разведку. Я и еще три товарища дошли до гуменника. Нас прикрывала рожь. Заметили немецкую охрану, отправили двух человек к командиру, а сами тихо «сняли» охрану и забрали остальных немцев в плен. Закрыли в амбаре до прихода нашего полка. В ночное время немцы совершали налёты. Один раз немцы бомбили поле рядом с деревней, перепутали координаты. Утром мы увидели, что от поля ничего не осталось, все было в рытвинах. Мы очень рады были этой ошибке, так как очень много снарядов немцы потратили зря, а наши солдаты и техника остались невредимыми.
Служили в Архангельске год. В одном из боев меня ранило в голову и в спину. Погибли четыре бойца, а я выжил. После госпиталя меня отправили в Северодвинск на остров Ярга. Там охраняли мосты и порт, так как американцы в 1943 году стали нам помогать оружием, продовольствием, и все это переправляли через Северодвинск.
Через полгода меня перебросили в Мурманск. Когда подъехали к нему, то увидели, что от Мурманска остались только трубы. Людей выносили из пожара и отправляли раненых в в санитарных поездах в госпитали города Сокола.
В начале 1945 года нашу часть № 1234 отправили в Финляндию охранять границу. Там я воевал до конца войны. Вернулся в феврале 1947 года.
Работал в лесу вальщиком и неоднократно участвовал в социалистических соревнованиях, занимал первые места».

О нашем герое писала газета «Красный Север»

***
Проект реализует АНО «Легенда» при поддержке Правительства ВО, выделившего субсидию в рамках конкурса гражданских инициатив, реализует социально значимый проект помощи ветеранам Великой Отечественной войны «Система мониторинга исполнения обязательств по мерам социальной поддержки ветеранов и оценка эффективности данных мер в аспекте домашнего насилия и пренебрежительного отношения к ветеранам в семье на территории  Вологодской области».

Описание для анонса: