Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Андрей Патралов: «Усилия гражданского общества должны быть направлены на повышение электоральной активности земляков»

23 Сентября 2016

18 сентября в России состоялся Единый день голосования. На территории Вологодской области прошли выборы депутатов в Государственную думу, Законодательное Собрание области и Гордуму. Несмотря на масштаб события, громких скандалов замечено не было: кандидаты ставили друг другу подножки в рамках допустимого, стараясь больше уделять внимание своему положительному образу. О том, чем запомнился День выборов-2016, как изменился избиратель, и почему вологжане не хотят голосовать, мы побеседовали с членом Общественной палаты Вологодской области, членом Российской ассоциации политических консультантов Андреем Патраловым.

 

Андрей Патралов: «Усилия гражданского общества должны быть направлены на повышение электоральной активности земляков»

- Андрей Владимирович, чем примечательна была избирательная кампания-2016?

 - Все, кто думает, что избирательные кампании готовят «под копирку», глубоко заблуждается. Все они отличаются друг от друга. Дело в том, что развитие кампаний зависит от множества вещей. Например, внешнеполитического контекста.

Аналитики ожидали, что в рамках текущей кампании экономические трудности и проблемы, связанные с санкциями, заставят людей больше обращаться к вопросам социально-экономического характера и внутриполитического. Но реальность оказалась иной, внешнеполитическая повестка осталась.  Она же и обеспечила успех тем партиям, которые поставили ее в центре своих кампаний.

Кстати, самые успешные кампании этих выборов были и самыми продолжительными. Например, баннеры ЛДПР начало появились в городах и селах еще в 2015 году, а партия «Единая Россия» в феврале провела миниголосование, «подсветив» тем самым своих кандидатов.  Таким образом, в ходе избирательной кампании избиратели знали этих героев, а не знакомились с ними заново. Вологжане, как и все северяне, люди очень консервативные. Они не доверяют  малознакомым и неизвестным личностям. Когда возникают новые политические фигуры, к ним надо привыкнуть, обсудить с друзьями, понять, что это не только опытный хозяйственник или известный общественник, но еще и человек, который может стать депутатом. Землякам нужно привыкнуть к этой мысли. А тот, кто считает, что кавалерийская атака в последние две недели кампании обеспечивает успех, заблуждается.

Еще одной особенностью является то, что в последние время избирательные кампании обязательно являются технологичными. Романтичный период, когда шли без команды, техсопровождения и финансовых ресурсов, прошел. Без этого можно победить только на муниципальных выборах, когда вам предстоит сделать своими союзниками жителей двух десятков домов. Тогда можно просто постучать в каждую дверь и пожать руку избирателям. более масштабные выборы требуют наличия команды профессионалов, финансовых и временных ресурсов.

 - Что касается избирателя: изменился ли он за последние годы?

 - Классический избиратель – это ветераны. В основном женщины, так как  мужчины раньше уходят из жизни. И по-прежнему женщины-пенсионерки составляют не менее 30 процентов от всех избирателей. Соответственно, они в первую очередь интересны всем кандидатам, так как являются самым благодарным электоратом. Для того, чтобы привести людей среднего возраста на выборы, нужно предложить им серьезную мотивацию. Эта группа людей - самые скептично настроенные избиратели.  Молодежь же требует либо ярких политиков, либо эпатажных кампаний. Грубо говоря, 50 процентов молодежи голосует «по приколу». Если вы ведете скучную кампанию, можете не рассчитывать на то, что молодежь и средний класс к вам придут. Нынешняя кампания была больше скучной, нежели креативной, поэтому состав был классическим, и молодежи было немного.

 

- Предварительные итоги голосования показали, что жители областной столицы шли на избирательные участки неохотно. Гораздо больший интерес показали селяне. С чем связано такое поведение горожан?

 

- Население в селах более активно, так как оно старше. Молодежь, как правило, уезжает учиться, да и многие активные граждане ищут, где лучше, а старики остаются. И для них день голосования  - это праздник. Концерт, торговля, встреча с жителями соседних деревень, с которыми они обычно не видятся. Это для них достаточно значимо. Горожане скептичнее относятся к выборам. Кроме того, они используют любую возможность для того, чтобы выехать на природу, завершить дачные дела, сходить за грибами и ягодами. Для многих семей это серьезная часть экономики семьи. Поэтому зачастую они делают выбор между финансовым благополучием и гражданским долгом. Структура населения города Вологды включает в себя как раз те группы людей, которые критично относятся к институту выборов и возможностью отдельного человека повлиять на результат голосования.

 

 - Год от года все больше уделяют внимание общественному контролю во время выборов. Приносит ли эта система свои плоды?

 

- Мы должны понимать, что число наблюдателей сегодня конкурирует с численностью членов избирательных комиссий. Хорошо, что многим общественным институтам интересны выборы, но не следует ограничивать свое участие процедурой наблюдения в день голосования. Усилия гражданского общества должны быть направлены на повышение электоральной активности земляков. Не стоит забывать, что ресурс – это не только деньги. Если вы видите достойных кандидатов, нужно не просто отдать за него свой голос, но и всячески поддержать: рассказать о программах партии, о биографии кандидата, организовать или принять участие в пикете, отвезти его на встречу с будущими избирателями, безвозмездно раздать листовки кандидата, поделиться своими мыслями с друзьями, знакомыми и т.д. Только  благодаря такой работе мы сможем сформировать активную гражданскую позицию у населения и повысить явку на избирательных участках.