Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

«Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов»

13 Декабря 2010

10 декабря в Москве состоялась конференция  "Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов"

Организаторы конференции: Минэкономразвития России, Общественная палата РФ, ГУ «Высшая школа экономики», Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

В конференции приняли участие около 400 представителей федеральных и региональных органов государственной власти и институтов гражданского общества.

«Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов»

В рамках конференции прошло заседание пяти секций:

№ 1 «Выработка подходов к реализации Программы поддержки социально ориентированных НКО в 2011 году (в пилотных регионах);

№ 2 «Целевые капиталы: путь длиной в четыре года. Практики применения»;

№ 3 Содействие развитию добровольчества. Опыт регионов и муниципалитетов»;

№ 4 Фонд местного сообщества – интегратор позитивных и эффективных процессов в сообществе. Опыт. Практика. Цифры»;

№ 5 «Потенциал развития социального предпринимательства в России».

 

Общественную палату Вологодской области представлял на конференции Ушаков А.Ф., который принял участие в работе двух секций № 1 и № 4 и пленарного заседания.

 

Результаты обсуждения:

 

  1. Минэкономразвития России в 2011 году будет распределять 900 млн. рублей на поддержку СО НКО, в том числе 300 млн. сетевым организациям, 600 млн. – десяти пилотным регионам. Право на получение средств будут иметь регионы, отобранные по специальному конкурсу, критерии которого будут разработаны к концу первого квартала. В 2012 году предполагается увеличение суммы поддержки в два раза, в 2013 году – в три раза.
  2. Регионам предложено разработать региональные программы поддержки, откорректировать законодательство и представить на конкурс. Предусматривается оказание поддержки на принципах софинансирования.
  3. «Продвинутость» региона будет оцениваться с учетом развития местной инфраструктуры поддержки. Имеется ввиду наличие ресурсных центров НКО, в том числе на базе общественных палат, фондов местных сообществ, фондов поддержки общественных объединений и иных НКО, а также координационных структур в составе НКО, власти и бизнеса.
  4. Суть нового государственного подхода к роли НКО заключается в том, чтобы создать равные конкурентные условия для участия НКО в социальных программах наряду с государственными и муниципальными учреждениями на конкурсной основе. С этой целью готовятся изменения в Налоговый кодекс, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты по госзаказу, госзаданиям, тендерам, социальной рекламе и т.п.
  5. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать общественные ресурсы и труд добровольцев в создании ВВП страны и ВРП региона. По показателю вклада НКО в ВВП страны Россия находится на одном из последних мест в мире. Но для решения этой задачи требуется поддержка государства в становлении мощного некоммерческого сектора, укрепления его кадрами специалистов, передачи в его распоряжение ряда помещений и иного имущества на безвозмездной или льготной основе, введения налоговых преференций и т.п.
  6. Принятие федерального закона № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 года по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не привело к формированию единообразного толкования и практик применения этого закона в регионах страны. В качестве выхода предлагается принять региональные нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия органов власти с общественными и иными некоммерческими организациями, включающих формы и методы поддержки. Такая работа идет в республике Татарстан, Краснодарском крае, Волгоградской, Кемеровской областях и др.
  7. Общественная палата РФ при подготовке региональных программ рекомендует:
  • предусмотреть привлечение самих НКО;
  • использовать мониторинг общественного мнения;
  • обеспечивать постоянный диалог власти и НКО;
  • провести исследование общественных ресурсов для выявления направлений деятельности НКО;
  • провести ревизию имеющихся инструментов поддержки НКО;
  • обеспечить поддержку сетевой деятельности в некоммерческом секторе;
  • провести широкую информационную кампанию.
  1. Региональная программа поддержки социально ориентированных НКО представляется в Минэкономразвития России и должна включать следующие основные направления:
  • формирование благоприятных условий для создания и обеспечения деятельности НКО, включая предоставление помещений для размещения НКО, реализацию программ обучения сотрудников НКО, государственных и муниципальных служащих, журналистов;
  • предоставление прямой поддержки деятельности НКО по приоритетным направлениям деятельности через предоставление субсидий на конкурсной основе;
  • часть средств региональной программы поддержки СО НКО предоставляется в виде межбюджетных субсидий муниципальным образованиям на условиях софинансирования для проведения аналогичных конкурсов на муниципальном уровне.

 

 

Заместитель председателя Общественной палаты

Вологодской области,

председатель комиссии по развитию институтов

гражданского общества и информационной политике                  А.Ф. Ушаков.

 

13 декабря 2010 г.