Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Проблемы сельского хозяйства

20 Декабря 2010

Комиссия по политике, собственности и земельным отношениям Общественной палаты Вологодской области совместно с ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина» филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г.Вологде провела круглый стол «О развитии сельского хозяйства, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Вологодской области»., который состоялся 16 декабря 2010 года.

 

Проблемы сельского хозяйства

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

«РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

16 декабря 2010 г.                                                                            г. Вологда

 

I. В рамках Круглого стола «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Вологодской области» обсуждались следующие вопросы: государственное регулирование агропромышленного производства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, социальное развитие села.

II. Обсудив доклады и выступления, представленные на Круглом столе, участники Круглого стола констатируют следующее.

Основные показатели сельского хозяйства области за период с 2007 по 2009 г. характеризуются негативной динамикой:

- объемы производства продукции растениеводства и жи­вотноводства сократились на 1,3 и 4,2% соответственно;

-  размеры посевных площадей уменьшились на 25 тыс. га (16,3%);        

-  поголовье КРС сократилось на 7,5%, в т.ч. коров - на 10%.

-  производство молока снизилось почти на 4%, скота и пти­цы на убой - на 7,5%.

За 2007-2009 гг. не наблюдалось позитивных изменений и в состоянии инфраструктуры сельских территорий региона:

-  доля ветхого и аварийного жилья в жилом фонде увеличилась с 9,4 до 9,6%;

-  обеспеченность населения койками в районных и участко­вых больницах снизилась на треть;

-  обеспеченность  населения   районов  области  врачами  и средним медперсоналом сократилась на 3 и 14% соответственно.

По имеющимся данным ситуация в сельском хозяйстве региона в 2010 г. не улучшилась. Ожидается, что объем продукции агросектора в текущем году сократится на 9%.

Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., Доктрине продовольственной безопасности РФ, Стратегии развития Вологодской об­ласти до 2020 г. и ряде других документов инновационное разви­тие АПК рассматривается как один из приоритетов государствен­ной политики, основа повышения производительности труда, обеспечения продовольственной безопасности, наращивания экс­портного потенциала продовольствия. Однако, на практике сниже­ние большинства экономических показателей обусловлено сверты­ванием и отменой программ модернизации предприятий АПК.

В сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения актуальными являются следующие проблемы. Более половины земельных долей, переданных в собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов, в настоящее время являются невостребованными. Высокие затраты на выполнение кадастровых работ приводят к тому, что сельскохозяйственные организации исключаются из процесса оформления прав на используемые земельные участки в соответствии с законом. Неопределенный правовой статус таких земель не позволяет им участвовать в экономических сельскохозяйственных отношениях. Между тем земли сельскохозяйственного  назначения должны быть основой таких отношений. Решение указанных проблем должно осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

III. В этих условиях особо актуальны определение конкретных направлений и механизмов развития сельского хозяйства, государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, социального развития села; выявление основных проблем действующего земельного, аграрного законодательства и разработка предложений по его совершенствованию.

 

Рассмотрев все предложения, поступившие от участников Круглого стола,

 

Участники Круглого стола решили рекомендовать:

Государственной Думе Российской Федерации:

• Внести в налоговое законодательство изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и пла­тежей по единому социальному налогу для юридических лиц.

Разработать и принять федеральный закон «О сельском социальном стандарте».

• Внести в налоговое законодательство изменения, упростив процедуру исчисления и уплаты налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, а именно привязать все налоги сельскохозяйственного товаропроизводителя к площади ( га)  используемой им земли сельскохозяйственного назначения.  Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплативших налог в начале налогового периода, предусмотреть дополнительные налоговые льготы.

Внести в законодательство о сельскохозяйственной кооперации следующие изменения и дополнения:

-  В ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года, определяющего понятие сельскохозяйственного кооператива, добавить в качестве цели деятельности кооперативов обслуживание интересов членов кооператива.

         - Исключить из числа сельскохозяйственных производственных кооперативов сельскохозяйственных артелей и коопхозов в связи с их отсутствием на практике, внеся соответствующие изменения в ст. 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

- Законодательно закрепить классификацию сельскохозяйственных кооперативов на производственные и обслуживающие. Цель деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов – сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – это кооперативы, обслуживающие производственные потребности – снабжение, сбыт, кредитование, страхование и иные. Определение кооперативов в сельском хозяйстве термином «потребительские кооперативы» является неоправданно широким по объему. Ведь данные кооперативы обслуживают интересы исключительно сельскохозяйственных товаропроизводителей или сельских жителей. Поэтому законодательный подход к правовой природе потребительских кооперативов как обслуживающих наиболее точно соответствует кооперативной природе.

         - Привести в соответствие друг с другом нормы Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части определения доли от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей переработке в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей.

         - Учитывая противоречия между определениями члена сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного производственного кооператива  и сельскохозяйственного потребительского кооператива, ряд норм Федерального закона  «О сельскохозяйственной кооперации» следует изложить в новой редакции:

- п. 1 ст. 3 в редакции «1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный физическими лицами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива».

- п.1. ст. 4 в редакции «1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство физическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива».

- п. 1 ст. 13 в редакции «1. Членами производственного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной».

- п. 2. ст. 13 в редакции «2. Членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями физические лица и (или) юридические лица, а также физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство, физические лица, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы».

-  Исключить из п. 5 ст. 13 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» требования к членам кооператива о соответствии определенным личным качествам как нарушающиеся принцип открытого членства в кооперативах.

- Права и обязанности членов кооперативов должны быть структурированы в отдельной статье 13. 1 Федерального закона  «О сельскохозяйственной кооперации».

- Институт ассоциированного членства в большей степени соответствует акционерной природе, чем кооперативной, поэтому  ст. 14 Федерального закона  «О сельскохозяйственной кооперации» должна быть исключена (по аналогии с Федеральным законом «О производственных кооперативах).

- Кворум на общем собрании членов кооператива должен составлять не менее 50% процентов от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, что будет соответствовать демократической природе кооперативов, что требует внесения изменений в п.1. ст. 24 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

- Наблюдательный совет кооперативов должен быть переименован в ревизионную комиссию (ст. ст. 29, 30 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

- Из Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» необходимо исключить нормы об обязательном членстве сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов.

Внести в законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве следующие изменения и дополнения:

- принять Новый закон о крестьянских и фермерских хозяйствах, в котором закрепить общее и особенное в правовом положении четырех формирований, которые целесообразно признать самостоятельными организационно-правовыми формами без образования юридического лица, а именно:  крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение, созданное членам одной семьи, глава которого признается индивидуальным предпринимателем; полисемейное фермерское хозяйство  - по правовой (усовершенствованной) модели действующего Закона № 74-ФЗ; кооперативное товарищество (партнерство) по модели коопхоза (кооперативное хозяйство), предусмотренной в Федеральном законе от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации», но без образования юридического лица; фермерское хозяйство – простое товарищество (по договору о совместной деятельности).

- принять специальный Федеральный Закон о порядке перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании утратившего силу Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствие с действующим законодательством, в котором определить процедуру перерегистрации крестьянских хозяйств в новом статусе, предусмотрев, что к заявлению крестьянского хозяйства о его перерегистрации должны быть приложены документы, подтверждающие родство членов крестьянского хозяйства в рамках одной семьи, а также документы о праве общей совместной собственности на имущество.

- в законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве внести изменения, согласно которым главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, имеющий специальное сельскохозяйственное образование или опыт эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности в течение не менее трех лет.

 

Правительству Российской Федерации:

Разработать в 2011 году Федеральную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства до 2020-2025 года с пошаговым алгорит­мом реализации конкретных мер поддержки, включая отраслевые федеральные и окружные программы развития малого и среднего бизнеса на селе.

• Рассмотреть вопрос о том, чтобы выступить инвестором проектов развития сельского хозяйства.

• Обеспечить создание условий для перехода от нелегальной занятости к предпринимательству  на селе. 

• Обеспечить создание условий для трансформации ЛПХ в КФХ.

• Обеспечить сокращение форм отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, представляемых в контролирующие органы, до оптимального минимального значения.

• Упростить механизм получения сельскохозяйственными товаропроизводителями мер государственной поддержки.

• Утвердить в первой половине 2011 г. программу реализации Доктрины продовольственной безопасности страны, предусмотреть общественный контроль за ее реализацией. Подготовить и принять к реализации систему мер, на­правленных на устранение наиболее острых проблем, мешающих повышению эф­фективности использования имеющегося потенциала АПК.

• Довести норматив государственного участия в развитии АПК до уровня европейских стран. Установить порядок субсидирования по отрасли «сельское хо­зяйство» на основе расчета зональных уровней земельной ренты, обеспечивающих расширенное воспроизводство.

• Предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих глобальную модернизацию своих хозяйств.

• Организовать регулярный мониторинг достижения индикаторов развития АПК по зонам земледелия с публичным обсуждением его результатов представителями об­щественных организаций не реже 1 раза в полугодие.

• Утвердить порядок компенсации сельхозпроизводителям стоимости землеустроительных работ по землям сельскохозяйственного назначения.

  • Привести порядок предоставления в аренду лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с установленным порядком использования земель сельскохозяйственного назначения. Леса на землях указанной категории могут предоставляться в аренду только сельскохозяйственным товаропроизводителям.

• Установить порядок обязательной публикации критерия обоснованности монопольных цен на ресурсы, потребляемые АПК.

• Организовать ежегодный отчет о результатах выполнения федеральных целевых программ по развитию сельского хозяйства на общественных форумах.

• В связи с проблемой недостатка квалифицированных специалистов в сельской местности, разработать целевую программу переобучения кадров.

 

Министерству сельского хозяйства РФ

• Восстановить в прежнем объеме финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

 

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:

• В кратчайшие сроки организовать  выполнение работ по созданию картографической основы различного масштаба по всей территории России.

 

Губернатору, Правительству Вологодской области:

• Оценивать эффективность работы областных органов управления, ответственных за развитие АПК и сельских территорий в сотрудничестве с эксперт­ным сообществом, руководителями сельскохозяйственных организаций, вырабо­тать план по устранению выявленных недостатков и решению наиболее острых во­просов текущего и перспективного развития сельских территорий и регионального АПК.

Утвердить единые социальные стандарты и финансовые нормативы формирования бюджетов муниципальных образований.

 Предусмотреть выделение бюджетных средств на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в объемах, предусмотренных целевыми индикаторами Стратегии  развития земельных отношений Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 07.07.2009 N 1043. Образование земельных участков в счет невостребованных земельных долей будет осуществляться с целью признания на них права собственности области в судебном порядке и предоставления образованных земельных участков лицам, заинтересованным в производстве сельскохозяйственной продукции.

 

Законодательному собранию Вологодской области:

• Выступить перед Государственной Думой РФ с инициативой внесения в Земельный Кодекс РФ и в федеральный закон об обороте земель сельскохозяйст­венного назначения поправок, направленных на усиление контроля за ненадлежа­щим использованием сельскохозяйственных земель (с выделением соответствующих критериев), на ужесточение механизмов их изъятия, а также на введение зе­мельного кадастра, в том числе за счет средств федерального бюджета.

• Подготовить обоснование и предложения в Государственную Думу РФ по разработке и принятию законопроекта «О сельском социальном стандарте».

• Утвердить план по­этапного увеличения удельного веса расходов областного бюджета на развитие АПК до 8-10% общего объема регионального бюджета (в 2009 г. - 4,6%).

• Внести изменения в Закон Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области", направленные на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к оформлению  используемых ими сельскохозяйственных угодий путем предоставления субсидий на производство кадастровых работ.

 

Общественной палате Российской Федерации:

В рамках утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года рассмотреть вопросы раз­вития сельских территорий как основы продовольственной безопасности страны.

 

Общественной палате Вологодской области:

• Продолжить практику проведения выездных заседаний палаты в территориальных образованиях области по проблемам развития села.

• Продолжить мониторинг решения проблем, выявленных во время посеще­ния сельских территорий; продолжить активную работу по оказанию содействия органам власти всех уровней в решении этих проблем.

• Оказывать всемерную поддержку гражданам, общественным объединениям и органам местного самоуправления в реализации задач повышения эффективности аграрного сектора экономики и развития сельских территорий.

• Организовать проведение в первом квартале 2011 года Круглого стола по вопросу современного состояния использования осушаемых сельскохозяйственных угодий и эксплуатации мелиоративных земель.