Проблемы сельского хозяйства
20 Декабря 2010
Комиссия по политике, собственности и земельным отношениям Общественной палаты Вологодской области совместно с ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина» филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г.Вологде провела круглый стол «О развитии сельского хозяйства, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Вологодской области»., который состоялся 16 декабря 2010 года.
РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
16 декабря 2010 г. г. Вологда
I. В рамках Круглого стола «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Вологодской области» обсуждались следующие вопросы: государственное регулирование агропромышленного производства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, социальное развитие села.
II. Обсудив доклады и выступления, представленные на Круглом столе, участники Круглого стола констатируют следующее.
Основные показатели сельского хозяйства области за период с 2007 по 2009 г. характеризуются негативной динамикой:
- объемы производства продукции растениеводства и животноводства сократились на 1,3 и 4,2% соответственно;
- размеры посевных площадей уменьшились на 25 тыс. га (16,3%);
- поголовье КРС сократилось на 7,5%, в т.ч. коров - на 10%.
- производство молока снизилось почти на 4%, скота и птицы на убой - на 7,5%.
За 2007-2009 гг. не наблюдалось позитивных изменений и в состоянии инфраструктуры сельских территорий региона:
- доля ветхого и аварийного жилья в жилом фонде увеличилась с 9,4 до 9,6%;
- обеспеченность населения койками в районных и участковых больницах снизилась на треть;
- обеспеченность населения районов области врачами и средним медперсоналом сократилась на 3 и 14% соответственно.
По имеющимся данным ситуация в сельском хозяйстве региона в 2010 г. не улучшилась. Ожидается, что объем продукции агросектора в текущем году сократится на 9%.
Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., Доктрине продовольственной безопасности РФ, Стратегии развития Вологодской области до 2020 г. и ряде других документов инновационное развитие АПК рассматривается как один из приоритетов государственной политики, основа повышения производительности труда, обеспечения продовольственной безопасности, наращивания экспортного потенциала продовольствия. Однако, на практике снижение большинства экономических показателей обусловлено свертыванием и отменой программ модернизации предприятий АПК.
В сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения актуальными являются следующие проблемы. Более половины земельных долей, переданных в собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов, в настоящее время являются невостребованными. Высокие затраты на выполнение кадастровых работ приводят к тому, что сельскохозяйственные организации исключаются из процесса оформления прав на используемые земельные участки в соответствии с законом. Неопределенный правовой статус таких земель не позволяет им участвовать в экономических сельскохозяйственных отношениях. Между тем земли сельскохозяйственного назначения должны быть основой таких отношений. Решение указанных проблем должно осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
III. В этих условиях особо актуальны определение конкретных направлений и механизмов развития сельского хозяйства, государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, социального развития села; выявление основных проблем действующего земельного, аграрного законодательства и разработка предложений по его совершенствованию.
Рассмотрев все предложения, поступившие от участников Круглого стола,
Участники Круглого стола решили рекомендовать:
Государственной Думе Российской Федерации:
• Внести в налоговое законодательство изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и платежей по единому социальному налогу для юридических лиц.
• Разработать и принять федеральный закон «О сельском социальном стандарте».
• Внести в налоговое законодательство изменения, упростив процедуру исчисления и уплаты налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, а именно привязать все налоги сельскохозяйственного товаропроизводителя к площади ( га) используемой им земли сельскохозяйственного назначения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплативших налог в начале налогового периода, предусмотреть дополнительные налоговые льготы.
• Внести в законодательство о сельскохозяйственной кооперации следующие изменения и дополнения:
- В ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года, определяющего понятие сельскохозяйственного кооператива, добавить в качестве цели деятельности кооперативов обслуживание интересов членов кооператива.
- Исключить из числа сельскохозяйственных производственных кооперативов сельскохозяйственных артелей и коопхозов в связи с их отсутствием на практике, внеся соответствующие изменения в ст. 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
- Законодательно закрепить классификацию сельскохозяйственных кооперативов на производственные и обслуживающие. Цель деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов – сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – это кооперативы, обслуживающие производственные потребности – снабжение, сбыт, кредитование, страхование и иные. Определение кооперативов в сельском хозяйстве термином «потребительские кооперативы» является неоправданно широким по объему. Ведь данные кооперативы обслуживают интересы исключительно сельскохозяйственных товаропроизводителей или сельских жителей. Поэтому законодательный подход к правовой природе потребительских кооперативов как обслуживающих наиболее точно соответствует кооперативной природе.
- Привести в соответствие друг с другом нормы Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части определения доли от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей переработке в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей.
- Учитывая противоречия между определениями члена сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного производственного кооператива и сельскохозяйственного потребительского кооператива, ряд норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» следует изложить в новой редакции:
- п. 1 ст. 3 в редакции «1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный физическими лицами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива».
- п.1. ст. 4 в редакции «1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство физическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива».
- п. 1 ст. 13 в редакции «1. Членами производственного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной».
- п. 2. ст. 13 в редакции «2. Членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями физические лица и (или) юридические лица, а также физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство, физические лица, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы».
- Исключить из п. 5 ст. 13 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» требования к членам кооператива о соответствии определенным личным качествам как нарушающиеся принцип открытого членства в кооперативах.
- Права и обязанности членов кооперативов должны быть структурированы в отдельной статье 13. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
- Институт ассоциированного членства в большей степени соответствует акционерной природе, чем кооперативной, поэтому ст. 14 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» должна быть исключена (по аналогии с Федеральным законом «О производственных кооперативах).
- Кворум на общем собрании членов кооператива должен составлять не менее 50% процентов от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, что будет соответствовать демократической природе кооперативов, что требует внесения изменений в п.1. ст. 24 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
- Наблюдательный совет кооперативов должен быть переименован в ревизионную комиссию (ст. ст. 29, 30 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»).
- Из Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» необходимо исключить нормы об обязательном членстве сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов.
• Внести в законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве следующие изменения и дополнения:
- принять Новый закон о крестьянских и фермерских хозяйствах, в котором закрепить общее и особенное в правовом положении четырех формирований, которые целесообразно признать самостоятельными организационно-правовыми формами без образования юридического лица, а именно: крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение, созданное членам одной семьи, глава которого признается индивидуальным предпринимателем; полисемейное фермерское хозяйство - по правовой (усовершенствованной) модели действующего Закона № 74-ФЗ; кооперативное товарищество (партнерство) по модели коопхоза (кооперативное хозяйство), предусмотренной в Федеральном законе от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации», но без образования юридического лица; фермерское хозяйство – простое товарищество (по договору о совместной деятельности).
- принять специальный Федеральный Закон о порядке перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании утратившего силу Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствие с действующим законодательством, в котором определить процедуру перерегистрации крестьянских хозяйств в новом статусе, предусмотрев, что к заявлению крестьянского хозяйства о его перерегистрации должны быть приложены документы, подтверждающие родство членов крестьянского хозяйства в рамках одной семьи, а также документы о праве общей совместной собственности на имущество.
- в законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве внести изменения, согласно которым главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, имеющий специальное сельскохозяйственное образование или опыт эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности в течение не менее трех лет.
Правительству Российской Федерации:
• Разработать в 2011 году Федеральную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства до 2020-2025 года с пошаговым алгоритмом реализации конкретных мер поддержки, включая отраслевые федеральные и окружные программы развития малого и среднего бизнеса на селе.
• Рассмотреть вопрос о том, чтобы выступить инвестором проектов развития сельского хозяйства.
• Обеспечить создание условий для перехода от нелегальной занятости к предпринимательству на селе.
• Обеспечить создание условий для трансформации ЛПХ в КФХ.
• Обеспечить сокращение форм отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, представляемых в контролирующие органы, до оптимального минимального значения.
• Упростить механизм получения сельскохозяйственными товаропроизводителями мер государственной поддержки.
• Утвердить в первой половине 2011 г. программу реализации Доктрины продовольственной безопасности страны, предусмотреть общественный контроль за ее реализацией. Подготовить и принять к реализации систему мер, направленных на устранение наиболее острых проблем, мешающих повышению эффективности использования имеющегося потенциала АПК.
• Довести норматив государственного участия в развитии АПК до уровня европейских стран. Установить порядок субсидирования по отрасли «сельское хозяйство» на основе расчета зональных уровней земельной ренты, обеспечивающих расширенное воспроизводство.
• Предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих глобальную модернизацию своих хозяйств.
• Организовать регулярный мониторинг достижения индикаторов развития АПК по зонам земледелия с публичным обсуждением его результатов представителями общественных организаций не реже 1 раза в полугодие.
• Утвердить порядок компенсации сельхозпроизводителям стоимости землеустроительных работ по землям сельскохозяйственного назначения.
- Привести порядок предоставления в аренду лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с установленным порядком использования земель сельскохозяйственного назначения. Леса на землях указанной категории могут предоставляться в аренду только сельскохозяйственным товаропроизводителям.
• Установить порядок обязательной публикации критерия обоснованности монопольных цен на ресурсы, потребляемые АПК.
• Организовать ежегодный отчет о результатах выполнения федеральных целевых программ по развитию сельского хозяйства на общественных форумах.
• В связи с проблемой недостатка квалифицированных специалистов в сельской местности, разработать целевую программу переобучения кадров.
Министерству сельского хозяйства РФ
• Восстановить в прежнем объеме финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:
• В кратчайшие сроки организовать выполнение работ по созданию картографической основы различного масштаба по всей территории России.
Губернатору, Правительству Вологодской области:
• Оценивать эффективность работы областных органов управления, ответственных за развитие АПК и сельских территорий в сотрудничестве с экспертным сообществом, руководителями сельскохозяйственных организаций, выработать план по устранению выявленных недостатков и решению наиболее острых вопросов текущего и перспективного развития сельских территорий и регионального АПК.
• Утвердить единые социальные стандарты и финансовые нормативы формирования бюджетов муниципальных образований.
• Предусмотреть выделение бюджетных средств на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в объемах, предусмотренных целевыми индикаторами Стратегии развития земельных отношений Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 07.07.2009 N 1043. Образование земельных участков в счет невостребованных земельных долей будет осуществляться с целью признания на них права собственности области в судебном порядке и предоставления образованных земельных участков лицам, заинтересованным в производстве сельскохозяйственной продукции.
Законодательному собранию Вологодской области:
• Выступить перед Государственной Думой РФ с инициативой внесения в Земельный Кодекс РФ и в федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения поправок, направленных на усиление контроля за ненадлежащим использованием сельскохозяйственных земель (с выделением соответствующих критериев), на ужесточение механизмов их изъятия, а также на введение земельного кадастра, в том числе за счет средств федерального бюджета.
• Подготовить обоснование и предложения в Государственную Думу РФ по разработке и принятию законопроекта «О сельском социальном стандарте».
• Утвердить план поэтапного увеличения удельного веса расходов областного бюджета на развитие АПК до 8-10% общего объема регионального бюджета (в 2009 г. - 4,6%).
• Внести изменения в Закон Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области", направленные на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к оформлению используемых ими сельскохозяйственных угодий путем предоставления субсидий на производство кадастровых работ.
Общественной палате Российской Федерации:
• В рамках утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года рассмотреть вопросы развития сельских территорий как основы продовольственной безопасности страны.
Общественной палате Вологодской области:
• Продолжить практику проведения выездных заседаний палаты в территориальных образованиях области по проблемам развития села.
• Продолжить мониторинг решения проблем, выявленных во время посещения сельских территорий; продолжить активную работу по оказанию содействия органам власти всех уровней в решении этих проблем.
• Оказывать всемерную поддержку гражданам, общественным объединениям и органам местного самоуправления в реализации задач повышения эффективности аграрного сектора экономики и развития сельских территорий.
• Организовать проведение в первом квартале 2011 года Круглого стола по вопросу современного состояния использования осушаемых сельскохозяйственных угодий и эксплуатации мелиоративных земель.