Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Вынести на обсуждение

19 Января 2011

17 января 2011 г. в Законодательном Собрании области состоялось обсуждение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с участие общественности Вологодчины.

В дискуссии приняли активное участие члены комиссии по образованию, культуре и науке Общественной палаты Александр Петухов и Александр Цинман.

Ознакомившись с вынесенными на общественное обсуждение материалами члены Комиссии пришли к следующим выводам и п предложениям:

Вынести на обсуждение

Материалы не сопровождены аналитической запиской обосновывающей преимущества разработки и принятия нового закона перед внесением необходимых улучшений в действующий Федеральный закон.

Отсутствуют параллельно подготавливаемые предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в действующие федеральные законы. Отсутствует перечень подзаконных правовых актов которые необходимо принять Правительству России и органам государственной власти субъектов Р.Ф. и местного самоуправления после принятия закона. То, что это принципиально важно подтверждается положением с обеспечением доступности дошкольного образования. Сейчас практически повсеместно не обеспечивается установленная Конституцией Российской Федерации гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного образования. Очень нежелательно, что бы и после принятия нового Федерального Закона об образовании у органов государственной власти и местного самоуправления сохранялась возможность не обеспечивать конституционные права граждан ссылаясь на несовершенство законодательства.

При анализе материалов мы опирались на положение статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливающей, что законы, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

1. В России гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования ( статья 43 ).

Федеральный закон имеет прямое действие. Он должен быть понятен. Из текста закона должно быть понятно, как граждане на практике смогут реализовывать свои гарантированные Конституцией права и как государство намерено добиваться от законных представителей детей выполнения их обязанностей. Разработчики нового закона в первую очередь должны раскрыть как обеспечивается в России общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и только потом рассматривать частные случаи и предлагать нововведения. При дальнейшей работе над проектом закона на это нельзя не обратить внимания.

2.Основное общее образование обязательно. Государство не только гарантирует бесплатность и общедоступность получения его гражданами посредством обучения в государственных и муниципальных учебных заведениях, но .и возлагает обязанность на родителей обеспечить его получение детьми. Таким образом, если частные учебные заведения оказывают услуги, то муниципальные и государственные учреждения образования выполняют возложенные на них государственные функции. Следовательно, педагогов государственных и муниципальных учебных учреждений, в которых граждане получают обязательное общее образование пора ввести в ранг соответственно государственных или муниципальных служащих.

3. Общеизвестно, что наша школа испытывает особенно острый дефицит в педагогах - мужчинах. Одновременно значимый процент молодых людей мужского пола при активном содействии их родителей всячески изыскивают способы, чтобы уклониться от службы в российской армии. Конституция Р. Ф. предполагает в установленных федеральным законом случаях замену военной службы альтернативной гражданской службой. Разрабатываемый проект закона должен предоставлять такую возможность.

4. Конституция утверждает, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении ( статья 43, пунктЗ ). Следовательно, от гражданина требуется на установленных государством правилах выиграть конкурс. При этом условии государство обеспечит ему возможность бесплатного обучения, бесплатно или за умеренную плату предоставление жилья (статъя40, пункт 3 и статья 43). Чтобы этим конституционным правом смог воспользоваться каждый, независимо от его имущественного положения (статья 19), в том числе по достижении 18 летнего возраста самостоятельно (статья 60) государство не может не выплачивать стипендию, в размере не менее прожиточного минимума. Желательно, чтобы это положение нашло отражение в новом законе.

5. Закон должен однозначно возложить на учредителя учреждения образования ответственность за соответствие предоставляемых учреждаемому им учреждению зданий установленных государством санитарных, противопожарных, экологических и иных требований

6.  Проблема обеспечения жильем педагогических кадров пока не нашла своего разрешения. Предлагаем законодательно закрепить обязанность учредителей муниципальных и государственных учреждений образования обеспечивать педагогов служебным жильем с правом его приватизации или выкупа, при достижении рабочего стажа позволяющего выйти на пенсию.

7.  Существующая система оплаты труда, особенно педагогов учреждений дошкольного образования, в различных субъектах федерации и местного самоуправления существенно различается. Необходимо законодательно установить равенство оплаты труда за равный труд.

Социальное значение и важность разрешения имеющихся проблем в развитии образования для будущего нашей страны трудно переоценить. Хотелось бы высказать пожелание о том, что вносимый в установленном порядке в Государственную Думу вариант проекта Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» будет сопровожден заключением о его полном соответствии Конституции Российской Федерации.