Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Предложения Общественной палаты Вологодской области в Региональную народную программу

29 Июля 2011

Рабочей группой Общественной палаты области подготовлен проект предложений в Региональную народную программу. Приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении разработанных предложений и высказать свои предложения и замечания до 2 августа текущего года.

Предложения принимаются по адресу электронной почты: info@op35.ru, по факсу54-44-02 или по адресу г.Вологда, ул.Горького 56а. Справки по тел. 54-43-95 (доп. 115)


Предложения Общественной палаты Вологодской области в Региональную народную программу

ПРОЕКТ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ВОЛОГОДСКОЙ

ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНУЮ НАРОДНУЮ ПРОГРАММУ

1. В сфере повышения качества государственного управления

1.1. Разработка и реализация мер повышения организационного и методологического уровня индикативного, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования в реальном секторе экономики, в социальной сфере, в едином комплексе образования и научных исследований инновационной сферы.

1.2. Разработка совместно с экспертным сообществом систему мотивации региональных государственных служащих на принципах:

-         ориентации на конечный результат;

-         внедрения системы мониторинга качества достижения поставленных целей;

-         жесткого контроля как со стороны вышестоящих органов, так и со стороны общественных организаций;

  1. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, определяющих требования к предоставляемой органами государственной власти области аналитической информации с учетом того, что она в большей степени должна базироваться на системном, всестороннем, объективном анализе процессов, происходящих в социально-экономической сфере, и направлена в первую очередь на поиск резервов повышения доходной базы бюджетов всех уровней и эффективности региональной системы управления;

2. В сфере промышленного производства

  1. Разработка и принятие Закона Вологодской области «О промышленной политике», Концепции и средесрочной программы промышленной деятельности в регионе.
  2. Реализация системы мер по развитию машиностроительного кластера в г. Вологде.
  3. Организация предприятия по производству замкнутых сварных гнутых профилей крупных типоразмеров – ЗАО «Северсталь Трубопрофильный завод – «Шексна».
  4. Размещение организаций по производству материалов для быстрого строительства зданий («сэндвич»-панелей, сайдинга, металлочерепицы, фасадных кассет, доборных элементов), а также организаций, выпускающих изделия на основе металла с полимерным покрытием – продукция, пригодная для перевозки на большие расстояния с последующей сборкой на месте.

2.5.         Освоение новых технологий производства зданий панельно-стоечных конструкций (ПСК).

  1. Создание домостроительного завода по технологии ПРЕКАТ.
  2. Строительство завода по производству паркетной доски (д. Шулма, Череповецкого района).
  3. Строительство предприятия по производству плит ОСП (г. Сокол).
  4. Строительство лесопромышленного комплекса по производству шпал и продукции лесопереработки (г. Харовск).
  5. Строительство деревообрабатывающего комбината в Бабаевском районе по производству пиломатериалов, клееных конструкций, топливных гранул (пеллет) на ООО «Вологодские топливные биотехнологии-2».
  6. Строительство лесоперерабатывающего завода ЗАО «Раума Групп» в Бабаевском районе по производству пиломатериалов, клееного мебельного щита;.
  7. Строительство комплекса по производству карбамида (г. Череповец).

3. В сфере сельскохозяйственного производства

3.1. Разработка и утверждение областной программы развития семейных ферм.

3.2. Проработка вопроса о создании образовательного кластера в АПК области.

3.3. Создание регионального гарантийного залогового фонда для сельхоз–товаропроизводителей всех форм собственности.

3.4. Развитие сырьевой базы производства молока за счет программ субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей:

-                   создание устойчивой кормовой базы, позволяющей обеспечить производство необходимого количества высококачественных кормов для достижения запланированных объемов производства молока;

-                   совершенствование селекционно-племенной работы в товарных стадах и повышение генетического потенциала молочного скота;

-                   проведение модернизации сельхозорганизаций.

3.5. Развитие переработки молока:

-                   поддержка модернизации молокоперерабатывающих заводов за счет субсидирования процентной ставки по кредитам;

-                   стимулирование освоения новых технологий производства молочных продуктов за счет обеспечения участия переработчиков в выставках, обеспечения сбора и предоставления организациям информации о новых технологиях;

-                   продвижение на внутреннем рынке продукции местных производителей.

3.6. Обеспечение взаимодействия между производителями молока и переработчиками:

-                   формирование системы независимой оценки качества молока: создание независимой лаборатории по оценке качества молока;

-                   формирование инфраструктуры транспортировки молока за счет программ субсидирования закупки охладительного оборудования и транспортных средств;

-                   проведение раз в полугодие конференций поставщиков с участием крупнейших переработчиков области и производителей молока.

3.7. Развитие других секторов животноводства:

-                    развитие мясного животноводства: совершенствование селекционно-племенной работы, предоставление субсидий, развитие кормовой базы, стимулирование строительства, реконструкции ферм мясного скотоводства, а также приобретения оборудования.

-                    развитие птицеводства: развитие племенного дела (производство инкубационного яйца на базе существующих организаций), поддержка модернизации птицефабрик и их выход на полную мощность;

-                    развитие кролиководства;

-                    поддержка реконструкции комбикормовых заводов (предоставление государственных гарантий, субсидирование процентной ставки по кредитам);

-                    поддержка реконструкции перерабатывающих мощностей.

3.8. Развитие картофелеводства:

-                    поддержка существующих и стимулирование создания новых картофелеводческих организаций (программы субсидирования приобретения семян, элитного посадочного материала, минеральных удобрений, средств защиты растений);

-                    создание условий для модернизации сектора картофелеводства: формирование крупнотоварных организаций по производству картофеля; поддержка технического перевооружения организаций по производству картофеля.

3.9. Развитие овощеводства закрытого грунта:

-                    интенсификация производства овощей закрытого грунта за счет субсидирования приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений, биопрепаратов и природного газа;

-                    создание условий для строительства и модернизации тепличных комплексов, за счет программ субсидирования (в том числе при внедрении энергосберегающих технологий) и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам.

3.10. Развитие инфраструктуры для развития сектора овощеводства, картофелеводства и переработки овощей:

-                    привлечение 2-3 инвестиционных проектов в сфере переработки овощей и картофеля;

-                    создание современных хранилищ со специализированными помещениями для сортировки обработки и фасовки овощей и картофеля;

-                    развитие системы пунктов сбора и транспортировки овощей и картофеля.

4. В сфере энергетики

  1. Строительство 2-й очереди Череповецкой ГРЭС с выделением первого пускового комплекса – блок № 4 (330 МВт).
  2. Формирование и системная интеграция территориальных распределенных систем тепловой и электрической СО2-нейтральной генерации с удаленным интеллектуальным управлением. Пилотный проект – на базе Вологодской ТЭЦ мощностью 110 МВт (ПГУ-110). Планируемый срок ввода в эксплуатацию – конец 2011 года.
  3. Строительство газотурбинной ТЭЦ мощностью 40 МВт в п. Шексна.
  4. Реконструкция новой ПС 750 кВ «Белозерская». Развитие электросетевой инфраструктуры подстанции напряжением 220 кВ (обеспечит связь энергоустановок Череповца и Вологды с Череповецкой ГРЭС, повысит надежность электроснабжения промышленных узлов).
  5. Строительство малых ГЭС на существующих водонапорных сооружениях.
  6. Разработка и реализация проектов децентрализации энергосистем и формирования эффективных и устойчивых локальных энергосистем;
  7. Стимулирование энергосбережения всеми категориями потребителей путем осуществления информационных и пропагандистских мероприятий. Комплексные программы и проекты повышения эффективности экономики муниципальных образований Вологодской области (энергосбережение на объектах социальной инфраструктуры и жилого фонда, стандарты строительства энергоэффективных домов);
  8. Разработка и реализация программы стимулирования развития энергоэффективного домостроения. Проектирование и строительство экспериментальных малоэтажных поселков на основе энергоэффективных технологий;
  9. Разработка и внедрение системы стандартов ресурсоэффективного функционирования зданий и сооружений в Вологодской области. Проведение сертификации зданий ресурсозатратам согласно разработанной системе сертификации;
  10. Разработка и реализация механизмов развития альтернативной энергетики.

5. В сфере поддержки и развития предпринимательства

  1. Заключение соглашения между Правительством Вологодской области и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества, о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов на развитие малого и среднего бизнеса;
  2. Создание областного фонда поддержки малого бизнеса в сферах здравоохранения, культуры, образования, формируемого за счет средств предпринимателей и областного бюджета на паритетных началах;
  3. Разработка Стратегии развития малого и среднего бизнеса Вологодской области до 2020 года.
  4. Сокращение сроков и упрощении процедур получения разрешений и отведения земельных участков под малоэтажное жилищное строительство.
  5. Обеспечение государственной поддержки малого и среднего бизнеса при вхождении на региональной рынок федеральных торговых сетей.
  6. Обеспечение взаимодействия депутатов Законодательного Собрания Вологодской области с депутатами Государственной Думы РФ при разработке нормативных правовых актов, касающихся развития малого и среднего бизнеса.

6. В сфере транспорта и коммуникаций

  1. Формирование единой опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающей круглогодичное сообщение Вологодской области с соседними регионами, а также между муниципальными образованиями и городскими округами, в том числе за счет расширения сети федеральных дорог.
  2. Проектирование (восстановление) полноценной мультимодальной транспортной сети, обеспечивающей эффективную логистику движения грузов (в особенности, сырьевых из районов добычи к основным перерабатывающим узлам) и круглогодичную доступность транспортных услуг для жителей, учитывая несколько рамочных условий.
  3. Совершенствование существующей транспортной сети: строительство обходов административных центров муниципальных образований и городских округов, строительство искусственных сооружений (мосты, путепроводы, многоуровневые развязки).
  4. Создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов.
  5. Строительство железнодорожного обхода г. Вологды (Молочное-Лоста).
  6. Реконструкция железнодорожных станций Вологда-2, Череповец-1, Череповец-2, Кошта, Бабаево, Суда, Шеломово.
  7. Реконструкция системы шлюзов и гидротехнических сооружений на Волго-Балтийском водном пути, включая возможное строительство второй нитки водных шлюзов для существенного увеличения его пропускной способности.
  8. Восстановление и развитие судоходства на р. Сухоне для реанимации Северо-Двинского направления путем строительства объектов гидрорегулирования, проведения дноуглубительных работ.
  9. Капитальный ремонт и реконструкция взлетно-посадочных полос, совершенствование средств наземного обслуживания аэропортов г. Вологды, г. Великого Устюга;
  10. Развитие малой авиации и сооружение новых воздушных гаваней в населенных пунктах, удаленных от областного центра – в Верховажье и Чагоде, в Белозерске предусматривается строительство вертолетной площадки в комплексе с существующей взлетно-посадочной полосой для обслуживания туристов.
  11. Развитие рынка услуг телефонной связи общего пользования и сотовой телефонии, особенно в сельской местности, обновление технической базы телефонной связи с переходом на цифровые АТС и оптические кабели.
  12. Повышение доступности и надежности связи путем повышения емкости сети и конкурентоспособности разных операторов.
  13. Создание комплексной информационной мультисервисной сети области.
  14. Увеличение количества программ теле- и радиовещания и зон их уверенного приема на всей территории области.
  15. Развитие сети почтовой связи и расширение новых видов услуг: электронной почты, пунктов Интернет для населения на основе автоматизированной сети связи Вологодской области.
  16. Подготовка сети телевизионного вещания к переходу на цифровое вещание, развитие систем кабельного телевидения в населенных пунктах области.

7. В сфере науки и инноваций

  1. Развитие традиционных для региона сфер деятельности и поддержка наукоемких производств по новым перспективным направлениям, расширение рынка сбыта их продукции.
  2. Развитие нормативно-правовой и научно-методической базы сферы науки, техники и инноваций, в том числе:

-                    принятие изменений и дополнений к действующему областному законодательству, а также разработка проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование научно-технической и инновационной деятельности в регионе (в процессе текущей деятельности Законодательного собрания и Правительства Вологодской области);

-                    разработка методических материалов и проведение мероприятий по подготовке и отбору инновационных проектов для последующего внедрения их в экономику (в ходе выполнения соответствующих научно-исследователь-ских и опытно-конструкторских работ на конкурсной основе).

  1. Финансирование и привлечение инвестиций в сферу науки, техники и инноваций, в том числе:

-                    мониторинг потребностей и возможностей привлечения инвестиций в сферу НИОКР;

-                    предоставление субсидий участникам научно-технической и инновационной деятельности (на основе механизма грантового финансирования инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе для создания новых производств по выпуску конкурентоспособной продукции);

-                    привлечение и сопровождение инвестиций (в том числе иностранных) в инновационные секторы экономики (в ходе проведения совместных региональных конкурсов с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, а также в результате участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.).

  1. Развитие кадровых ресурсов научно-инновационной сферы, в том числе:

-                    мониторинг потребностей региона в профессиональных кадрах для сферы науки, техники и инноваций;

-                    подготовка специалистов, обладающих инновационным мышлением и востребованных на рынке труда (открытие новых факультетов, кафедр и отделений в учебных учреждениях с учетом целевого заказа от предприятий и организаций);

-                    переподготовка и повышение квалификации персонала хозяйствующих субъектов (путем организации и проведения семинаров, курсов, программ с участием представителей руководства компаний, вузов, органов исполнительной власти);

-                    привлечение, поддержка и закрепление кадров (в особенности талантливой молодежи) в сфере НИОКР, повышение престижности научного труда (на основе применения инструментов материального стимулирования – системы оплаты труда, основанной на оценке квалификации и результатов деятельности, диверсифицированной системы социальных льгот, а также психологических механизмов мотивации – возможности повышения квалификации и обучения, карьерного роста и профессионального развития).

  1. Модернизация материально-технической базы сферы науки, техники и инноваций, в том числе:

-                    инвентаризация материально-технической базы научно-инновационной сферы и выявление существующих потребностей;

-                    предоставление в аренду имущества области, включенного в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки;

-                    создание и развитие площадок коллективного пользования оборудованием по приоритетным для области направлениям деятельности (на базе ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» и его филиалов).

  1. Информационное обеспечение научно-инновационной сферы, в том числе:

-                    организация системы мониторинга состояния сферы науки, техники и инноваций (на основе данных научно-образовательных организаций, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области и различных департаментов в ходе их текущей деятельности);

-                    организация и сопровождение базы данных изобретений, технологий, инновационных проектов, разработчиков и экспертов (в результате создания web-портала «Наука и инновации Вологодской области»);

-                    оказание участникам научно-технической и инновационной деятельности консультационной и организационной поддержки (при участии организаций инфраструктуры);

-                    проведение мероприятий по установлению и развитию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (в ходе участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.).

  1. Стимулирование хозяйствующих субъектов региона к разработке и внедрению инноваций, в том числе:

-       активизация научно-технических и инновационных процессов (за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий, компенсации процентной ставки, инвестиционного налогового кредита и прочих возможностей инициаторам, разработчикам инноваций и предприятиям, внедряющим их в производство, в рамках законодательства, действующего на федеральном и региональном уровнях);

-       повышение инновационной культуры – уровня восприимчивости общества к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества (в ходе организации и проведения конкурсов, выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций, форумов, семинаров и круглых столов по вопросам активизации научно-технической и инновационной деятельности);

-       стимулирование спроса на инновационную продукцию (на основе механизма государственного заказа на НИОКР);

-       организация широкой пропаганды успехов и опыта работы в сфере науки, техники и инноваций (за счет работы со СМИ, печатно-издательская деятельность и др.).

  1. Развитие инфраструктуры поддержки научно-технической и инновационной деятельности в регионе, в том числе организация эффективного взаимодействия всех участников научно-инновационной сферы, объединение их в региональную инновационную систему.

8. В социальной сфере

  1. Определение сроков и размеров повышения заработной платы работникам бюджетной сферы на 2012 – 2013 годы.
  2. Анализ соответствия преобразований, осуществляемых в социальной сфере, целям повышения качества и доступности образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания.
  3. Регулярное проведение встреч с педагогической и медицинской общественностью, работниками науки, полнее учитывать их мнение при разработке и реализации программ социально-экономического развития области;
  4. Планирование объемов медицинской помощи в 2011 – 2013 гг. с учетом мероприятий программы модернизации здравоохранения области. Увеличить финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

8.5. Выделение средств областного бюджета на создание и функционирование хосписа в системе здравоохоанения.

8.6. Создание межведомственной комиссии по работе с людьми, нуждающимися в установлении группы инвалидности, с выполнением следующих функций:

8.7. Разработка методических материалов для людей, нуждающихся в установлении группы инвалидности, содержащих информацию о правилах оформления группы инвалидности, возможностях последующей социаль-медицинской реабилитации, мерах государственной поддержки инвалидов; распространение данных методических материалов в учреждениях, направляющих граждан на медико-социальную экспертизу.

8.8. Оперативная работа с людьми, нуждающимися в установлении группы инвалидности.

8.9. Разработка Целевой региональной программы «Кадры общего образования Вологодской области» (включающей доплаты и социальные гарантии молодым специалистам);

8.10. Увеличение количества дипломантов по результатам региональных конкурсов педагогических кадров, а также поощрение всех участников конкурсов педагогического мастерства, что будет активизировать преподавателей на участие в этих мероприятиях;

8.11. Введение модульно-накопительной системы повышения квалификации педагогических кадров;

8.12. Проведение ежегодного мониторинга социального самочувствия работников системы образования с целью оперативного реагирования и регулирования проблем кадрового потенциала в отрасли.

8.13. Повышение взаимосвязи образования с бизнесом. При этом необходима регулярная инвентаризация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, и объемов подготовки, формирование на этой основе механизмов социального заказа региональной системе образования и соответствующая оценка ее эффективности;

8.14. Улучшение материально-технической базы учреждений образования в соответствии с официальными требованиями и нормами оснащения процесса обучения;

8.15. Модернизация производственной базы учебных заведений начального профессионального образования;

8.16. Создание механизмов селекционного отбора одаренной молодежи.

9. В сфере регулирования рынка труда

  1. Развитие и внедрение системы мониторинга рынка труда и прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах в отраслях экономики области, что позволит учреждениям профессионального образования гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, обеспечивать высококвалифицированным персоналом вновь вводимые производственные мощности и организации сферы услуг.
  2. Формирование госзаказа на подготовку кадров: с целью регулирования  приемов в государственные образовательные учреждения «сверху».
  3. Совершенствование профориентационной работы в школах: с целью регулирования  приемов в образовательные учреждения «снизу».
  4. Развитие механизмов частно-государственного партнерства: поощрение сотрудничества работодателей с образовательными учреждениями области.

10. В сфере семейной и молодежной политики

10.1. Включение в областной закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» понятия «студенческая семья», мер по социальной поддержке студенческих семей (первоочередное предоставление детям из студенческих семей мест в детских дошкольных учреждениях, дополнительное ежемесячное пособие на ребенка и т.п.);

10.2. Выделение бюджетных средств семьям на содержание детей в коммерческих  дошкольных образовательных  учреждениях;

10.3. Упрощение процедуры регистрации частного детского сада.

10.4. Разработка региональной модели кадровой молодежной политики, направленной на повышение конкурентоспособности молодежи и ее активное включение в социально-экономические отношения.

10.5. Содействие в организации стажировок и трудоустройства молодых граждан на предприятиях, в организациях и государственных учреждениях области.

10.6. Создание регионального целевого бюджетного фонда в целях квотирования рабочих мест для молодежи.

10.7. Создание системы профориентации среди учащихся и студентов с учетом региональных особенностей, рационального использования кадрового потенциала, динамики рынка труда и рынка образовательных услуг.

10.8. Разработка законодательных актов по стимулированию и поощрению работодателей, принимающих на стажировку и работу молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений, а также молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе с ограниченными возможностями.

10.9. Разработка и принятие мер, направленных на активное использование возможностей повышения заработной платы молодых специалистов.

10.10. Создание системы стимулирования работодателей к различным формам поддержки молодежной занятости:

- расширению возможностей прохождения практики и стажировки молодых специалистов, учащейся молодежи и выпускников образовательных учреждений области с возможным последующим трудоустройством.

- разработке системы мер социальной поддержки молодых специалистов, их закрепления на предприятиях на основе оказания помощи в решении комплекса социально-бытовых вопросов, содействия молодым семьям в приобретении либо строительстве жилья.

- расширению взаимодействия с образовательными учреждениями в целях развития контрактно-целевой формы подготовки специалистов, информирования молодежи о требованиях к умениям и навыкам специалистов, проведения профориентации.

11. В сфере развития институтов гражданского общества:

  1. Подготовка региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и представление её на федеральный конкурс в Минэкономразвития России.
  2. Создание областной конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на государственные гранты и предоставление бюджетных субсидий для НКО с включением в её состав представителей некоммерческого сектора с учетом рекомендаций Общественной палаты Вологодской области.
  3. Стимулирование создания общественных советов или иных форм общественного контроля при местных органах самоуправления и при органах государственной исполнительной власти области.
  4. Восстановление структуры гражданского образования и воспитания школьников на базе института развития образования Вологодской области. Организовать в 2011 – 2012 гг. обучение сотрудников НКО, государственных и муниципальных служащих, журналистов по проблематике развития гражданского общества и инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Расширить сеть бесплатных юридических консультаций для населения на территории области.