Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Конференция «Опыт и перспективы общественного контроля в России и Германии»

3 Октября 2012

В конференции поучаствовал  Председатель Координационного Совета НКО Ушаков Александр и дал краткий отчет, который мы публикуем на нашем сайте.

«Численность участников конференции составила свыше 100 чел. На пленарном заседании с докладами выступили с российской стороны  член Совета Федерации А. Починок, Уполномоченный по правам человека В. Лукин, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами РФ И. Дискин и др. Также были заслушаны сообщения германской стороны.

Конференция «Опыт и перспективы общественного контроля в России и Германии»

Работа конференции была продолжена в двух секциях:

Секция 1: Методы и перспективы общественного контроля на федеральном и региональном уровне, ведущий И. Дискин.

Секция 2: Методы и перспективы общественного контроля на местном уровне, ведущая С. Розворотнева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике.

Исходя из информации, полученной в ходе пленарного заседания и при обсуждении в первой секции, следует отметить следующее:

  1. Правоприменительная практика федерального Закона об общественном контроле в местах принудительного содержания граждан выявила тенденции постепенного изменения этого закона с целью ограничения полномочий общественных контролеров. На членов наблюдательных комиссий поступают жалобы, в большинстве своем необоснованные. Поскольку состав наблюдательных комиссий утверждается Общественной палатой РФ, она должна защищать своих людей. Требуется совершенствовать законодательство по данному вопросу для обеспечения доступа контролеров в учреждения без предварительных уведомлений администрации. Необходимо включить в сферу действия закона психиатрические учреждения, которые закрыты от контроля общества. Многие нарушения прав граждан происходят также при транспортировке в спецтранспорте, в помещениях ожидания судов и других местах.
  2. Подготовленный Общественной палатой РФ проект федерального Закона об общественном контроле прошел обсуждение в регионах. Поступившие замечания и предложения сейчас обрабатываются. Рабочая группа Совета Федерации также представила свои замечания. В целом проект закона получил одобрение. Предлагается уточнить некоторые формулировки. В частности, подчеркнуть, что объектом общественного контроля являются не государственные органы, а их действия. Предусмотреть меры ответственности за нарушение закона и отказ от рассмотрения рекомендаций проверяющих. Расширить полномочия Общественной палаты. Открытым остается вопрос о контроле судебной системы, так как по действующему законодательству суды не обязаны учитывать общественные интересы, а руководствуются исключительно законом. Требуется усилить раздел об общественной экспертизе, так как эта деятельность требует привлечения профессионалов и немалого финансирования.
  3. Отмечалось, что в других странах специального закона об общественном контроле нет. Там взаимоотношения власти и общества достаточно хорошо регулируются в рамках устоявшегося демократического тренда. Сложились традиции, при которых мнения общественности не игнорируются. Нормы российского закона рассчитаны на активных граждан. Считается, что у нас государственного контролера можно купить, а общественного – нет. Закон – это баланс между идиотами (общественниками) и мерзавцами (чиновниками).
  4. Мнение германской стороны: когда принимается слишком много законов, получаем худшее общество. Иные законы невозможно понять. Необходимо повышать эффективность их применения. Много расплодилось чиновников, особенно в нижних рядах. Они не могут прожить на заработную плату, поэтому «продают печать». Меньше людей – больше зарплата. И неотвратимость наказания.
  5. В муниципальных образованиях совершенно не реализуются полномочия депутатов местного самоуправления. Растет недовольство деятельностью депутатов.
  6. Общественные палаты регионов не готовы к осуществлению общественного контроля и экспертной деятельности в надлежащем объеме и качестве. Из 70 палат только 50 получили финансирование из региональных бюджетов. В половине палат отсутствуют аппараты, а в остальных они малочисленны и недостаточно профессиональны. Недостаточное количество экспертов. Не сложилось четкое понимание отличия общественной экспертизы от правовой экспертизы.
  7. Профессор Шульце (университет г. Геттингена) раскритиковал Болонский процесс в образовании, который привел к снижению уровня образованности среди молодежи в Германии. Отметил нарастание финансовых проблем. Участие граждан в общественной жизни не поддерживается системой образования. Мысль обращается исключительно на прибыль. В России (СССР) образование было лучше, оно сочеталось с воспитанием. Произошла бюрократизация парламентов.
  8. Итоговое обсуждение проекта федерального Закона об общественном контроле состоится на расширенном пленарном заседании Общественной палаты РФ 3 ноября 2012 г.

                                                                                                                                                        А.Ф. Ушаков.»