Продолжается обсуждение вопросов подготовки Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России.
17 Июня 2014
Сегодня публикуется совместное решение Общественной палаты области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области, рассмотревших состояние и перспективы развития системы образования на период до 2018 года. Перед этим заседанием состоялись «круглые столы», на которых обсуждались проблемы различных видов образования по определенной тематике. В этой работе приняли участие более 200 экспертов, представителей органов власти, общественных организаций, родительской общественности. Публикуем итоговые материалы трех из них. Общественная палата области региональный штаб ОНФ в Вологодской области принимают предложения по этим вопросам до 15 июня 2014 года.
РЕШЕНИЕ
Общественной палаты Вологодской области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области по вопросу «О состоянии и перспективах развития системы образования Вологодской области на период до 2018 года»
Рассмотрев информацию Департамента образования Вологодской области по вопросу «О состоянии и перспективах развития системы образования Вологодской области на период до 2018 года», а также информацию об итогах проведения «круглых столов» в рамках подготовки к Всероссийскому Форуму по проблемам национального образования в России, члены Общественной Палаты Вологодской области и Регионального штаба Общероссийского движения «Народный Фронт «За Россию!» отмечают, что в целом система образования области развивается в соответствии с Государственной программой, указами Президента РФ, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Последовательно реализуется целостная организационная и научно-методическая база по развитию государственно-общественного управления образования в регионе. Совершенствуется деятельность коллегиальных органов управления образованием, складывается система в работе с родительской общественностью, усиливается общественный контроль.
Усилия Правительства области и Департамента образования, направленные на привлечение значительных финансовых средств федерального бюджета и концентрацию ресурсов регионального бюджета на основных направлениях деятельности, способствовали достижению заявленных показателей и определенных системных эффектов.
Вместе с тем в условиях тяжелой финансовой ситуации становится проблематичным дальнейшее выполнение указов Президента и качественное введение ФГОС на всех ступенях образования без привлечения дополнительных средств на развитие отрасли, прежде всего, без дальнейшей поддержки федерального бюджета. Кроме того, требуется серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов и методического сопровождения по вопросам модернизации системы образования, создания современной инфраструктуры системы образования, обеспечения необходимым оборудованием, средствами обучения и воспитания.
Необходимо внесение корректив в документы федерального уровня, определяющие эффективность деятельности сферы образования, с целью учета дифференцированного подхода к типу местности (город, село), различным категориям детей и видам образовательных программ. В соответствии с этим следует продолжить дальнейшее совершенствование подходов к финансированию отрасли и формированию системы оплаты труда работников.
Требует объединения усилий Общественной палаты области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области работа по изучению, обобщению и распространению лучших практик деятельности общественных формирований, некоммерческого сектора в сфере образования.
Необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон по повышению социального статуса педагога и престижа педагогической профессии, укреплению позиций педагогического образования.
Общественная палата Вологодской области и региональный штаб регионального отделения Общероссийского народного фронта в Вологодской области РЕШИЛИ:
- Направить предложения по вопросам развития образования в Центральный штаб Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» для учета при подготовке и выработке решений Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России (приложение № 1).
- Обобщить предложения участников «круглых столов» в адрес региональных и муниципальных органов власти и направить их в Правительство и Департамент образования области для учета в работе по модернизации системы образования области.
- Разместить информацию о предложениях участников обсуждения вопросов развития образования на сайтах Общественной палаты области и Вологодской областной Федерации профсоюзов
Председатель Общественной палаты Вологодской области |
Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Вологодской области |
_____________ И.В.Степанов |
________________ В.М.Калясин |
Приложение № 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
участников совместного заседания Общественной палаты Вологодской области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области для учета при подготовке и выработке решений Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России
- Обеспечить государственную поддержку создания условий введения реализации ФГОС дошкольного образования, ФГОС общего образования, ФГОС среднего профессионального образования.
- Определять эффективность деятельности сферы образования на основе оценки качества образования и оценки выполнения экономических показателей с учетом дифференцированного подхода: сельская/городская местность, разные категории детей (дети с ОВЗ, одаренные дети и т.д.).
- Изменить подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФГОС общего образования.
- Создать систему подготовки инженерно-педагогических кадров.
- Обеспечить нормативную основу практикоориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях.
- Ускорить принятие Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений, обеспечивающей апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход к системе эффективного контракта педагогических работников, повышение социального статуса и престижа профессии учителя.
- Обеспечить своевременную разработку нормативных правовых актов, методическое и финансовое сопровождение мероприятий по модернизации системы образования.
- Разработать нормативную правовую базу, устанавливающую право на получение кредита частным некоммерческим организациям, имеющим лицензию на образовательную деятельность.
- Разработать Минобрнауки России методические рекомендации по оснащению средствами обучения и воспитания образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования.
- Рассмотреть возможность разработки на федеральном уровне единых подходов к формированию системы оплаты труда для работников сферы образования в условиях реализации ФГОС.
- Приводить инфраструктуру системы образования в соответствие с требованиями к современным условиям обучения:
- обеспечение обучения в школах в одну смену;
- приведение зданий образовательных организаций в соответствие с современными требованиями;
- обеспечение образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования необходимым оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС.
- Ускорить принятие Программы, обеспечивающей финансирование Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации.
- Разработать нормативную правовую базу, регламентирующую единые для всей социальной сферы (образование, культура, спорт) нормативы финансирования на предоставление детям дополнительного образования.
- Создать на федеральном уровне единый перечень программ дополнительного образования, финансируемых за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального).
- Разработать единую нормативную правовую базу, регулирующую вопросы льготного налогообложения работодателей (крупного, среднего, малого бизнеса), вкладывающих средства в подготовку кадров в системе профессионального образования.
- Внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу обучающимся по очной форме обучения по неаккредитованным востребованным профессиям и специальностям.
- Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив право профессиональных образовательных организаций быть учредителями хозяйственных обществ возможностью создания в структуре организации учебных фирм для формирования у студентов предпринимательских навыков, развития учебно-производственной деятельности.
- Рекомендовать к внедрению положительную практику Администрации г. Вологды по предоставлению льготы по земельному налогу организациям бизнеса на сумму финансовых средств, вложенных в систему профессионального образования.
- Организовать на основе опыта Экспериментального машиностроительного полигона и проекта "Индустриальный образовательный кластер" специальную экспериментальную социально-экономическую лабораторию на базе города Череповца. Начать поэтапное развертывание такой лаборатории "Моногород. Диверсификация экономики с помощью создания кластера индустрии образования" с ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», постепенно расширяя за счет новых экспериментальных образовательных полигонов и нарабатывая опыт создания новых высокотехнологичных рабочих мест и предприятий.
Круглый стол
«Качество дошкольного образования: новые образовательные технологии»
Федеральный уровень
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
1. |
Отсутствие государственной Программы, обеспечивающей финансирование реализации ФГОС ДО |
– разработать Программу и провести ее общественное обсуждение |
2. |
Отсутствие дифференцированного подхода к разработке показателя «Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете не 1 педагогического работника» Плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы |
– применять дифференцированный подход при определении показателя с учетом местности (сельская/городская) и контингента групп (дети с ограниченными возможностями здоровья) |
3. |
Дефицит квалифицированных кадров: – несоответствие содержания ФГОС СПО по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» содержанию ФГОС ДО;
–неукомплектованность ДОО специалистами, имеющими профессиональное педагогическое образование |
– внести изменения и дополнения в ФГОС СПО по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», в том числе:
– увеличить контрольные цифры приема на бюджетные места в образовательные организации ВПО по следующим направлениям подготовки бакалавриата:
– в связи с переходом ВПО на прикладной бакалавриат по укрупненной группе направлений подготовки Образование и педагогика предусмотреть в рамках субсидий вузам увеличение финансирования педагогических практик в ДОО |
4. |
Несогласованность сроков введения ФГОС ДО и сроков выхода методических материалов по вопросам введения ФГОС ДО («запаздывание» методического сопровождения)
|
– внести изменения в федеральный план-график, изменив на более ранние сроки выхода методических рекомендаций Минобрнауки России по следующим вопросам: 1) базовый уровень оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; 2) создание на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования; 3) оказание платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО;
– создать федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО |
5. |
Отсутствие базового перечня средств обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО |
– разработать базовый перечень средств обучения и воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО (согласно методическим рекомендациям Минобрнауки России о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования); – выделять федеральные субсидии на обеспечение закупки средств обучения и воспитания дошкольников в соответствии с базовым перечнем (в рамках Комплексов мер по модернизации дошкольного образования) |
6. |
Невозможность получения кредита негосударственными дошкольными организациями, имеющими лицензию |
– разработать нормативную базу, регламентирующую получение кредита негосударственными дошкольными организациями, имеющими лицензию |
7. |
Отсутствие конкуренции среди предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на производстве материально-технического оборудования для ДОО |
– поддержать средний и малый бизнес по производству материально-технического оборудования для ДОО |
Региональный уровень
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
Ответственный |
1. |
Недостаточная информационная открытость ДОО |
– провести серию мероприятий по обсуждению содержательных и организационных проблем введения ФГОС ДО; – разместить в открытом доступе (сайты Департамента образования области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», Вологодской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ) перечень нормативных документов по введению и реализации ФГОС ДО;
– предусмотреть при разработке сайтов ДОО наличие форм, обеспечивающих обратную связь (кабинеты, форумы и т.д.); – регулярно в различных формах информировать родителей о приоритетах развития системы ДО, основных направлениях деятельности ДОО |
– Вологодская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ; Департамент образования области; АОУ ВО ДПО «ВИРО»
– муниципальные органы управления в сфере образования |
2. |
Отсутствие нормативных документов, повышающих статус педагогических работников ДОО |
– разработать нормативные документы, предусматривающие меры социальной поддержки педагогических работников ДОО |
– Вологодская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ; Департамент образования области; |
3. |
Несоответствие по некоторым позициям процесса организации и проведения курсов повышения квалификации современным требованиям |
– разработать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогических работников ДОО по IT-технологиям; – предусмотреть при разработке дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации и переподготовки различные, в том числе дистанционные, формы; – усовершенствовать систему электронной регистрации на курсы повышения квалификации |
– АОУ ВО ДПО «ВИРО» |
Предложения по итогам работы круглого стола
«Перспективы развития дополнительного образования Вологодской области»
Федеральный уровень
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
1. |
Отсутствие Программы (и/или плана-графика/Дорожной карты) реализации Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации |
Разработать Программу, обеспечивающую финансирование направлений Концепции |
2. |
Отсутствие правовой базы, регламентирующей в том числе:
– осуществление межведомственного взаимодействия в предоставлении услуг ДОД по финансово-экономическому аспекту;
|
Разработать правовую базу, в которой:
– учесть в нормативах затрат продолжительность реализации программы, ее материально-техническое обеспечение;
– определить:
– определить порядок бюджетного финансирования негосударственных организаций, реализующих программы ДОД
|
3. |
Недостаточность методической базы для реализации основных направлений Концепции: – отсутствие методики изучения социального заказа и удовлетворенности потребителей;
– отсутствие рамочных характеристик новых форм дополнительного образования (интенсивная модульная образовательная программа, учебные командные проекты и пр.);
– несовершенство методики учета детей в системе ДОД для обеспечения объективной информации об охвате программами ДОД;
– отсутствие требований к качеству программ ДОД |
Разработать методические письма, рекомендации, пособия по обозначенным проблемам
– конкретизировать требования к содержанию, условиям, результатам освоения программ |
4. |
Отсутствие единого базового отраслевого перечня услуг с определением источника финансирования (бюджетного финансирования и за счет доходов семей), на основе которого будут создаваться перечни услуг регионального и муниципального уровня, а также формироваться государственное муниципальное задание |
– создать единый базовый отраслевой перечень услуг с определением источника финансирования |
5. |
Недостаточность материально-технической базы для развития приоритетных направлений ДОД |
– грантовая поддержка развития приоритетных направлений ДОД |
Региональный уровень
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
1. |
Отсутствие регионального координатора, курирующего, в том числе, следующие вопросы: – учет охвата детей дополнительными общеобразовательными программами на межведомственном уровне; – создание базы данных услуг ДОД |
Вменить в обязанности БОУ ДОД ВО РЦДОД:
|
2. |
Отсутствие нормативной базы, регламентирующей участие организаций ДОД в реализации ФГОС общего образования |
– разработать нормативную базу |
3. |
Несовершенство системы повышения квалификации |
– разработать современные практикоориентирванные программы ПК педагогов дополнительного образования |
Муниципальный уровень
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
1. |
Старение педагогических кадров |
Разработать меры поддержки молодых специалистов сферы ДОД |
Уровень образовательной организации
№ |
Проблема |
Предложения по ее решению |
1. |
Увеличение охвата услугами ДОД различных категорий обучающихся |
– организовать изучение социального заказа на услуги ДОД; – разработать дополнительные общеобразовательные программы, актуальные для детей 14-18 лет с учетом изучения социального заказа; – создать условия для освоения программ детьми с ОВЗ; – разработать программы дистанционного обучения |
РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам «круглого стола» по теме «Опыт и перспективы развития среднего профессионального образования» в рамках подготовки Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России
Участники «Круглого стола», обсудив опыт и перспективы развития системы среднего профессионального образования Вологодской области, включая развитие государственно-частного партнерства и роль бизнеса в подготовке кадров, содержание и технологии профессионального образования, возможности в развитии предпринимательской деятельности, направления совершенствования и поддержки педагогических кадров профессиональных образовательных организаций, отмечают следующее.
Модернизация системы профессионального образования Вологодской области выстраивается в контексте перспектив социально-экономического развития региона и инновационного развития экономики страны в целом, с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», положений Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.
В Вологодской области сделан значительный задел в комплексной модернизации системы профессионального образования области на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития региона. Совместно с работодателями создана нормативная правовая база, регулирующая вопросы ГЧП, внедряется договорная модель взаимодействия, работает институт «базовой организации»; отработан механизм льготного налогообложения организаций, имеющих статус «Базовая организация», расположенных на территории муниципального образования г. Вологды; развиваются инновационные формы и технологии обучения, сформированы новые модели образовательной инфраструктуры (ресурсные и учебные центры, учебно-производственные полигоны и т.д.), которые являются точками роста региональной системы профессионального образования; внедряются новые процедуры управления образовательными организациями.
Вместе с тем имеют место проблемы, сдерживающие развитие процессов модернизации системы профессионального образования области в целом:
сохраняется тенденция увеличения «разрыва» между потребностями экономики региона и предложениями системы образования региональному рынку труда как по структуре рабочей силы (перечню профессий и специальностей), так и по качеству подготовки выпускников;
устаревшая материально-техническая база ряда организаций СПО, неподготовленность педагогических работников к работе в современных условиях и слабое взаимодействие между системой профессионального образования и отраслями экономики, представленными средним и малым бизнесом (агропромышленный, лесной комплекс, легкая промышленность, строительство и др.).
Предложения по итогам «Круглого стола»
1) В целях стимулирования организаций бизнеса к участию в вопросах подготовки кадров и инвестирования средств в профессиональное образование необходимо на федеральном уровне разработать единую нормативно – правовую базу, регулирующую вопросы льготного налогообложения работодателей (крупного, среднего, малого бизнеса), вкладывающих средства в подготовку кадров в системе профессионального образования.
2) В целях эффективного внедрения элементов дуальной системы подготовки кадров обеспечить нормативную основу практикоориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях.
3) Проработать вопрос о создании системы подготовки инженерно-педагогических кадров на базе технических вузов и обеспечения на федеральном уровне меры дополнительной социальной поддержки молодых специалистов, работающих мастерами и преподавателями в профессиональных образовательных организациях (ипотечное кредитование при предоставлении жилья и др. предоставляется только молодым учителям общеобразовательных школ).
4) В целях создания безопасных условий для обучения требуется разработка федеральной программы по капитальному ремонту (строительству) общежитий на условиях софинансирования из федерального, областного бюджетов, средств работодателей.
5) Считаем необходимым инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», касающихся предоставления гражданам права на отсрочку от призыва на военную службу обучающимся по очной форме обучения по неаккредитованным востребованным профессиям и специальностям.
- 6) Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, дополнив право профессиональных образовательных организаций быть учредителями хозяйственных обществ возможностью создания в структуре организации учебных фирм для формирования у студентов предпринимательских навыков, развития учебно-производственной деятельности.
7) Предложения В.Н.Боглаева, генерального директора ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»:
Предлагаем обратиться к Президенту РФ с просьбой организовать на основании опыта Экспериментального машиностроительного полигона и проекта "Индустриальный образовательный кластер" специальную экспериментальную социально-экономическую лабораторию, включающую в себя целиком город Череповец. Поэтапное развертывание такой лаборатории "Моногород. Диверсификация экономики с помощью создания кластера индустрии образования" начать с Череповецкого литейно-механического завода, постепенно расширяя за счет новых экспериментальных образовательных полигонов и нарабатывая опыт создания новых высокотехнологичных рабочих мест и предприятий.