Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Продолжается обсуждение вопросов подготовки Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России.

17 Июня 2014

Сегодня публикуется совместное решение Общественной палаты области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области, рассмотревших состояние и перспективы развития системы образования на период до 2018 года.

Перед этим заседанием состоялись «круглые столы», на которых обсуждались проблемы различных видов образования по определенной тематике.

В этой работе приняли участие более 200 экспертов, представителей органов власти, общественных организаций, родительской общественности. Публикуем итоговые материалы трех из них.

Общественная палата области региональный штаб ОНФ в Вологодской области принимают предложения по этим вопросам до 15 июня 2014 года.

 

Продолжается обсуждение вопросов подготовки Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России.

РЕШЕНИЕ

Общественной палаты Вологодской области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области  по вопросу «О состоянии   и перспективах развития системы образования Вологодской области на период до 2018 года»

 

 

Рассмотрев информацию Департамента образования Вологодской области по вопросу «О состоянии и перспективах развития системы образования Вологодской области на период до 2018 года», а также информацию об итогах проведения «круглых столов» в рамках подготовки к Всероссийскому Форуму по проблемам национального образования в России, члены Общественной Палаты Вологодской области и Регионального штаба Общероссийского движения «Народный Фронт «За Россию!» отмечают, что в целом система образования области развивается в соответствии с Государственной программой, указами Президента РФ, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

Последовательно реализуется целостная организационная и научно-методическая база по развитию государственно-общественного управления образования в регионе. Совершенствуется деятельность коллегиальных органов управления образованием, складывается система в работе с родительской общественностью, усиливается общественный контроль.

Усилия Правительства области и Департамента образования, направленные на привлечение значительных финансовых средств федерального бюджета и концентрацию ресурсов регионального бюджета на основных направлениях деятельности, способствовали достижению заявленных показателей и определенных системных эффектов.

Вместе с тем в условиях тяжелой финансовой ситуации становится проблематичным дальнейшее выполнение указов Президента и качественное введение ФГОС на всех ступенях образования без привлечения дополнительных средств на развитие отрасли, прежде всего, без дальнейшей поддержки федерального бюджета. Кроме того, требуется серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов и методического сопровождения по вопросам модернизации системы образования, создания современной инфраструктуры системы образования, обеспечения необходимым оборудованием, средствами обучения и воспитания.

Необходимо внесение корректив в документы федерального уровня, определяющие эффективность деятельности сферы образования, с целью учета дифференцированного подхода к типу местности (город, село),  различным категориям детей и видам образовательных программ. В соответствии с этим следует продолжить дальнейшее совершенствование подходов к финансированию отрасли и формированию системы оплаты труда работников.

Требует объединения усилий Общественной палаты области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области работа по изучению, обобщению и распространению лучших практик деятельности общественных формирований, некоммерческого сектора в сфере образования.

Необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон по повышению социального статуса педагога и престижа педагогической профессии, укреплению позиций педагогического образования.

 

Общественная палата Вологодской области и региональный штаб регионального отделения Общероссийского народного фронта в Вологодской области РЕШИЛИ:

  1. Направить предложения по вопросам развития образования в Центральный штаб Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» для учета при подготовке и выработке решений Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России (приложение № 1).
  2. Обобщить предложения участников «круглых столов» в адрес региональных и муниципальных органов власти и направить их в Правительство и Департамент образования области для учета в работе по модернизации системы образования области.
  3. Разместить информацию о предложениях участников обсуждения вопросов развития образования на сайтах Общественной палаты области и Вологодской областной Федерации профсоюзов

 

 

 

Председатель Общественной

палаты Вологодской области

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Вологодской области

_____________ И.В.Степанов

________________ В.М.Калясин

 

 

Приложение № 1

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

участников совместного заседания Общественной палаты Вологодской области и регионального штаба ОНФ в Вологодской области  для учета при подготовке и выработке решений Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России

 

  1. Обеспечить государственную поддержку создания условий введения реализации ФГОС дошкольного образования, ФГОС общего образования, ФГОС среднего профессионального образования.
  2. Определять эффективность деятельности сферы образования на основе оценки качества образования и оценки выполнения экономических показателей с учетом дифференцированного подхода: сельская/городская местность, разные категории детей (дети с ОВЗ, одаренные дети и т.д.).
  3. Изменить подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФГОС общего образования.
  4. Создать систему подготовки инженерно-педагогических кадров.
  5. Обеспечить нормативную основу практикоориентированного  обучения в профессиональных образовательных организациях.
  6. Ускорить принятие Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений,  обеспечивающей апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход к системе эффективного контракта педагогических работников, повышение социального статуса и престижа профессии учителя.
  7. Обеспечить своевременную разработку нормативных правовых актов, методическое и финансовое сопровождение мероприятий по модернизации системы образования.
  8. Разработать нормативную правовую базу, устанавливающую право на получение кредита частным некоммерческим организациям, имеющим лицензию на образовательную деятельность.
  9. Разработать Минобрнауки России методические рекомендации  по оснащению средствами обучения и воспитания образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования.
  10. Рассмотреть возможность разработки на федеральном уровне единых подходов к формированию системы оплаты труда для работников сферы образования в условиях реализации ФГОС.
  11. Приводить инфраструктуру системы образования в соответствие с требованиями к современным условиям обучения:

-         обеспечение обучения в школах в одну смену;

-         приведение зданий образовательных организаций в соответствие с современными требованиями;

-         обеспечение образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования необходимым оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС.

  1. Ускорить принятие Программы, обеспечивающей финансирование    Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации.
  2. Разработать нормативную правовую базу, регламентирующую единые для всей социальной сферы (образование, культура, спорт) нормативы финансирования на предоставление детям дополнительного образования.
  3. Создать на федеральном уровне единый перечень программ дополнительного образования, финансируемых за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального).
  4. Разработать единую нормативную правовую базу, регулирующую вопросы льготного налогообложения работодателей (крупного, среднего, малого бизнеса), вкладывающих средства в подготовку кадров в системе профессионального образования.
  5. Внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу обучающимся по очной форме обучения по неаккредитованным востребованным профессиям и специальностям.
  6. Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив право профессиональных образовательных организаций  быть учредителями хозяйственных обществ  возможностью создания в   структуре организации  учебных фирм для формирования у студентов предпринимательских навыков, развития учебно-производственной деятельности.
  7. Рекомендовать к внедрению  положительную  практику  Администрации г. Вологды по предоставлению  льготы по земельному налогу организациям бизнеса на сумму финансовых средств, вложенных в систему профессионального образования.
  8.  Организовать на основе опыта Экспериментального машиностроительного полигона и проекта  "Индустриальный образовательный кластер" специальную экспериментальную социально-экономическую лабораторию на базе  города Череповца. Начать поэтапное развертывание такой лаборатории "Моногород. Диверсификация экономики с помощью создания кластера индустрии образования" с ОАО «Череповецкий  литейно-механический завод», постепенно расширяя за счет новых экспериментальных образовательных полигонов и нарабатывая опыт создания новых высокотехнологичных рабочих мест и предприятий.

 

 

Круглый стол

«Качество дошкольного образования: новые образовательные технологии»

 

Федеральный уровень

Проблема

Предложения по ее решению

1.

Отсутствие государственной Программы,  обеспечивающей финансирование реализации  ФГОС ДО

– разработать Программу и провести ее общественное обсуждение

2.

Отсутствие дифференцированного подхода к разработке  показателя «Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете не 1 педагогического работника» Плана мероприятий («Дорожной карты»)  «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы

– применять дифференцированный подход при определении показателя  с учетом местности (сельская/городская) и контингента групп (дети с ограниченными возможностями здоровья)

3.

Дефицит квалифицированных кадров:

– несоответствие содержания ФГОС СПО по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» содержанию ФГОС ДО;

 

 

 

 

 

 

 

 

–неукомплектованность ДОО специалистами, имеющими профессиональное педагогическое образование

 

 

 

– внести изменения и дополнения в ФГОС СПО по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», в том числе:

  • исключить использование различных терминов для обозначения одних и тех же понятий;
  • исключить в ФГОС СПО   профессиональные компетенции, не являющиеся в ФГОС ДО обязанностью воспитателя ДОО;
  • исключить требования к знаниям, умениям и практическому опыту студентов, не входящие в круг обязанностей воспитателя

 

 – увеличить контрольные цифры приема на бюджетные места в образовательные организации ВПО по следующим направлениям подготовки бакалавриата:

  • «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»;
  • «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»;
  • «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология  и педагогика дошкольного образования (уровень «академический бакалавриат»)»

 

– в связи с переходом ВПО на прикладной бакалавриат по укрупненной группе направлений подготовки Образование и педагогика   предусмотреть в рамках субсидий вузам  увеличение финансирования педагогических практик в ДОО

4.

Несогласованность сроков введения ФГОС ДО и сроков выхода методических материалов по вопросам введения ФГОС ДО («запаздывание» методического сопровождения)

 

 

– внести изменения в федеральный план-график, изменив на более ранние сроки выхода методических рекомендаций Минобрнауки России по следующим вопросам:

1)     базовый уровень оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

2)     создание на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования;

3)     оказание платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО;

 

– создать федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

5.

Отсутствие базового перечня средств обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

– разработать базовый перечень средств обучения и воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО (согласно методическим рекомендациям Минобрнауки России о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования);

– выделять федеральные субсидии на обеспечение закупки средств обучения и воспитания дошкольников в соответствии с базовым перечнем (в рамках Комплексов мер по модернизации дошкольного образования)

6.

Невозможность получения кредита  негосударственными дошкольными организациями, имеющими лицензию

– разработать нормативную базу, регламентирующую получение кредита  негосударственными дошкольными организациями, имеющими лицензию

7.

Отсутствие конкуренции среди предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на производстве  материально-технического оборудования для ДОО

– поддержать средний и малый бизнес по производству материально-технического оборудования для ДОО

 

Региональный уровень

 

Проблема

Предложения по ее решению

Ответственный

1.

Недостаточная информационная открытость ДОО

–  провести серию мероприятий по обсуждению  содержательных и организационных проблем введения ФГОС ДО;

– разместить в открытом доступе (сайты Департамента образования области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», Вологодской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ) перечень нормативных документов по введению и реализации ФГОС ДО;

 

– предусмотреть при разработке сайтов ДОО наличие форм,  обеспечивающих обратную связь (кабинеты, форумы и т.д.);

– регулярно в различных формах информировать родителей о   приоритетах развития системы ДО, основных направлениях деятельности ДОО

– Вологодская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ; Департамент образования области; АОУ ВО ДПО «ВИРО»

 

– муниципальные органы управления в сфере образования

2.

Отсутствие нормативных документов, повышающих статус  педагогических работников ДОО

 – разработать нормативные документы, предусматривающие меры социальной поддержки педагогических работников ДОО

– Вологодская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ; Департамент образования области;

3.

Несоответствие по некоторым позициям процесса организации и проведения курсов повышения квалификации современным требованиям

– разработать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогических работников ДОО по IT-технологиям;

– предусмотреть при разработке дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации и переподготовки различные, в том числе дистанционные, формы;

–  усовершенствовать систему  электронной регистрации на курсы повышения квалификации

– АОУ ВО ДПО «ВИРО»

 

 Предложения по итогам работы круглого стола

«Перспективы развития дополнительного образования Вологодской области»

 

Федеральный уровень

 Проблема

Предложения по ее решению

1.

Отсутствие Программы (и/или плана-графика/Дорожной карты)  реализации Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации

Разработать Программу, обеспечивающую финансирование направлений Концепции

2.

Отсутствие правовой  базы, регламентирующей в том числе:

  • – нормативы затрат на оказание услуг, учитывающих  особенности реализации отдельных программ ДОД;

 

– осуществление межведомственного взаимодействия в предоставлении услуг ДОД по финансово-экономическому аспекту;

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

 

 

 

  • – доступ негосударственных организаций, реализующих программы ДОД, к бюджетному финансированию

Разработать правовую базу, в которой:

 

 

– учесть в нормативах затрат   продолжительность реализации программы, ее материально-техническое обеспечение;

 

 

– определить:

  • норматив  персонифицированного финансирования с учетом затрат на освоение программы определенной направленности;
  • механизм персонифицированного финансирования, в том числе:
    • при смене приоритетов ребенка в выборе программ ДОД в течение года;
    • в случае отказа от освоения программ ДОД;
    • софинансирования в случае выбора ребенком предпрофессиональных программ;
    • порядок экспертизы программ, подлежащих взаимозачету, для организаций, избираемых ребенком самостоятельно

 

– определить порядок бюджетного финансирования негосударственных организаций, реализующих программы ДОД

 

3.

Недостаточность методической базы для реализации основных направлений Концепции:

– отсутствие методики изучения социального заказа и удовлетворенности потребителей;

 

– отсутствие рамочных характеристик новых форм дополнительного образования (интенсивная модульная образовательная программа, учебные командные проекты и пр.);

 

– несовершенство методики учета детей в системе ДОД для обеспечения объективной информации об охвате программами ДОД;

 

– отсутствие требований к качеству программ ДОД

Разработать методические письма, рекомендации, пособия по обозначенным проблемам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– конкретизировать требования к содержанию, условиям, результатам освоения программ

4.

Отсутствие единого базового отраслевого перечня услуг с определением  источника финансирования (бюджетного финансирования и за счет доходов семей), на основе которого будут создаваться перечни услуг регионального и муниципального уровня, а также   формироваться государственное муниципальное задание

– создать единый базовый отраслевой перечень услуг с определением  источника финансирования

5.

Недостаточность материально-технической базы для развития приоритетных направлений ДОД 

– грантовая поддержка  развития приоритетных направлений ДОД 

 

Региональный уровень

 Проблема

Предложения по ее решению

1.

Отсутствие регионального координатора, курирующего, в том числе, следующие вопросы:

– учет охвата детей дополнительными общеобразовательными программами на межведомственном уровне;

–  создание базы данных услуг ДОД

Вменить в обязанности БОУ ДОД ВО РЦДОД:

  • координацию деятельности по учету детей в системе ДОД на межведомственном  уровне   (функции сбора и анализа информации, ведения учета детей в системе ДОД Вологодской области) на основе системы электронного персонифицированного учета охвата детей программами ДОД;
  • разработку и ведение  базы данных услуг ДОД

2.

Отсутствие нормативной базы, регламентирующей участие организаций ДОД в реализации ФГОС общего образования

– разработать нормативную базу

3. 

Несовершенство системы повышения квалификации

– разработать современные  практикоориентирванные программы ПК педагогов дополнительного образования

 

 

Муниципальный уровень

 Проблема

Предложения по ее решению

1.

Старение педагогических кадров

Разработать меры поддержки молодых специалистов сферы ДОД 

 

 

Уровень образовательной организации

 Проблема

Предложения по ее решению

1.

Увеличение охвата услугами ДОД различных категорий обучающихся

– организовать изучение социального заказа  на услуги ДОД;

– разработать дополнительные общеобразовательные программы, актуальные  для детей 14-18 лет с учетом изучения социального заказа;

– создать условия для освоения программ детьми с ОВЗ;

– разработать программы дистанционного обучения

 

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам «круглого стола» по теме «Опыт и перспективы развития среднего профессионального образования» в рамках подготовки Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России

 

Участники «Круглого стола», обсудив опыт и перспективы развития системы среднего профессионального образования Вологодской области, включая развитие государственно-частного партнерства и роль бизнеса в подготовке кадров, содержание и технологии профессионального образования, возможности в развитии предпринимательской деятельности, направления совершенствования и поддержки   педагогических кадров профессиональных образовательных организаций, отмечают следующее.

Модернизация системы профессионального образования Вологодской области выстраивается в контексте перспектив социально-экономического развития региона и инновационного развития экономики страны в целом, с учетом требований Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации», положений Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.

     В Вологодской области сделан значительный задел в комплексной  модернизации системы профессионального образования области на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития региона. Совместно с работодателями создана нормативная правовая база, регулирующая вопросы  ГЧП, внедряется договорная модель взаимодействия, работает институт «базовой организации»; отработан механизм льготного  налогообложения организаций, имеющих статус «Базовая организация», расположенных на территории муниципального образования г. Вологды; развиваются инновационные формы и технологии обучения,  сформированы новые модели образовательной инфраструктуры (ресурсные и учебные центры, учебно-производственные полигоны и т.д.), которые являются точками роста региональной системы профессионального образования;  внедряются новые процедуры  управления   образовательными организациями.

         Вместе с тем имеют место проблемы, сдерживающие развитие процессов модернизации системы профессионального образования области в целом:

         сохраняется тенденция увеличения «разрыва» между потребностями экономики региона и предложениями системы образования региональному рынку труда как по структуре рабочей силы (перечню профессий и специальностей), так и по качеству подготовки выпускников;

устаревшая материально-техническая база ряда организаций СПО, неподготовленность педагогических работников к работе в современных условиях и слабое взаимодействие между системой профессионального образования и отраслями экономики, представленными средним и малым бизнесом (агропромышленный, лесной комплекс, легкая промышленность, строительство и др.).

 

Предложения по итогам «Круглого стола»

1) В целях стимулирования организаций бизнеса к участию в вопросах подготовки кадров и инвестирования средств в профессиональное образование необходимо на федеральном уровне разработать единую нормативно – правовую базу, регулирующую вопросы льготного налогообложения работодателей (крупного, среднего, малого бизнеса), вкладывающих средства в подготовку кадров в системе профессионального образования.

2) В целях эффективного внедрения элементов дуальной системы подготовки кадров  обеспечить нормативную основу практикоориентированного  обучения в профессиональных образовательных организациях.

3) Проработать вопрос о создании системы подготовки инженерно-педагогических кадров на базе технических вузов и обеспечения на федеральном уровне меры дополнительной социальной поддержки молодых специалистов, работающих мастерами и преподавателями в профессиональных образовательных организациях (ипотечное кредитование при предоставлении жилья и др. предоставляется только молодым учителям общеобразовательных школ).

4) В целях создания безопасных условий для обучения требуется разработка федеральной программы по капитальному ремонту (строительству) общежитий на условиях софинансирования из федерального,  областного бюджетов, средств работодателей.

  5) Считаем необходимым инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», касающихся  предоставления гражданам права на отсрочку от призыва на военную службу обучающимся по очной форме обучения по неаккредитованным востребованным профессиям и специальностям.  

  1. 6) Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ,  дополнив право профессиональных образовательных организаций  быть учредителями хозяйственных обществ  возможностью создания в   структуре организации  учебных фирм для формирования у студентов предпринимательских навыков, развития учебно-производственной деятельности.

        7) Предложения В.Н.Боглаева, генерального директора ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»:

Предлагаем обратиться к Президенту РФ с просьбой организовать на основании опыта Экспериментального машиностроительного полигона и проекта  "Индустриальный образовательный кластер" специальную экспериментальную социально-экономическую лабораторию, включающую в себя целиком город Череповец. Поэтапное развертывание такой лаборатории "Моногород. Диверсификация экономики с помощью создания кластера индустрии образования" начать с Череповецкого литейно-механического завода, постепенно расширяя за счет новых экспериментальных образовательных полигонов и нарабатывая опыт создания новых высокотехнологичных рабочих мест и предприятий.