Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общественной палаты Вологодской области по проекту закона Вологодской области «Об утверждении программы социально-экономического развития Вологодской области на период по 2013 год»

16 Ноября 2010

Совет Общественной палаты Вологодской области рассмотрев и обсудив проект закона Вологодской области «Об утверждении программы социально-экономического развития Вологодской области на период по 2013 год», отмечает, что проект закона в принципиальном плане отвечает целям социально-экономического развития области на среднесрочный период и направлен на решение задач, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональной экономики, рост потенциала для развития региона, улучшение качества жизни населения, повышение эффективности системы государственного управления.

Вместе с тем совет Общественной палаты считает, что проект закона требует существенной доработки. Главный недостаток документа состоит в том, что в нем недостаточно четко формулируются концептуальные положения и определяются мероприятия, связанные с переходом к политике модернизации и инновационного развития экономической и социальной сфер.

1. Речь идет прежде всего о том, что предлагаемые в проекте темпы роста валового регионального продукта низки: в 2011 г. прирост определен в 3,5%, в 2012 г. – 4%, в 2013 г. – 5%. Между тем, большинство отечественных экспертов считает, что следует стремиться к темпам экономического роста порядка 7-8% в год. При этом следует настойчиво искать те конкретные решения, которые будут способствовать более высокому экономическому росту.

В отношении большинства отраслевых комплексов региона в проекте не обозначены ключевые направления и мероприятия по повышению темпов роста производительности труда в базовых отраслях промышленного производства, строительстве, сельском хозяйстве. В этих производственных комплексах темпы роста производительности труда должны составлять не менее 10% в год с тем, чтобы обеспечить необходимые темпы увеличения валового регионального продукта.

Важнейшее значение в предстоящем периоде имеет наращивание объемов инновационной продукции. В 2009 г. ее удельный вес в общем объеме отгруженной продукции в области составил всего 2,6%. Однако и намеченный на 2013 г. показатель в 6,5% не обеспечивает существенной масштабности перемен. Следует подвергнуть более глубокому изучению возможности увеличения объемов инновационной продукции, особенно в традиционных сферах региональной экономики – черной металлургии, лесопромышленном комплексе, машиностроении, с тем чтобы решить задачу доведения в 2013 г. удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 10-13%.

Выход на более весомые объемы валового регионального продукта, существенное повышение производительности труда и показателей инновационной деятельности приведет к увеличению параметров, связанных с ростом уровня и качества жизни населения области. Пока область по уровню среднедушевых денежных доходов существенно отстает от среднероссийских показателей. В 2008 г. в среднем по России этот показатель в расчете на месяц составил 14,9 тыс. руб., а в Вологодской области – 12,2 тыс. руб., т.е. был ниже среднероссийского на 18%. А по итогам 2009 г. среднемесячный уровень денежных доходов населения в области был равен 12,1 тыс. руб. против 16,9 тыс. руб. по стране, т.е. был ниже среднероссийского на 28%. Это является основной причиной значительного удельного веса населения области с доходами ниже величины прожиточного минимума: в 2009 г. эта доля составила 18,6% против 13,1% в среднем по РФ. Палата считает, что в предлагаемом законе должна быть поставлена задача выхода области в 2013 г. на среднероссийский уровень душевых денежных доходов.

2. В отношении указанной в проекте первой стратегической цели программы «Создание потенциала для будущего развития на основе диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики области» хотелось бы отметить слабое отражение в документе текущих и перспективных задач роста научно-технического потенциала региона. Более того, развитие научно-технического потенциала региона разработчиками проекта закона не отнесено к определяющему стратегическому направлению развития области. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение развития научно-технических организаций вообще не представлено.

В этой связи отметим, что в 2009 г. доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общем числе занятых в экономике Вологодской области находилась на уровне всего 0,07%, в то время как по России данный показатель составлял 1,11%. Это свидетельствует о необходимости системного наращивания численности научных кадров в регионе, в том числе за счет создания научно-внедренческих структур малого бизнеса.

Проблемным местом научно-технической сферы Вологодской области, как и страны в целом, на протяжении последних лет остается и финансирование НИОКР. В 2009 г. доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (0,08%) значительно уступала средним значениям этого показателя по России в целом (1,24% в ВВП). Наряду с бюджетными ресурсами следует усилить работу по привлечению средств частного сектора в развитие научно-технического потенциала региона.

3. В рамках второй стратегической цели проекта закона «Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения» не намечено активных подвижек в уровне трудового потенциала, особенно в части повышения качественных характеристик руководящих кадров, Так, доля руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях области, имеющих высшее образование, практически не изменяется (2009 г. – 34,4%; 2013 г. – 38%). В программе фиксируется невостребованность выпускников начального и среднего профессионального образования в народном хозяйстве региона: доля трудоустроенных по специальности выпускников в 2009 г. составляла 42%, эта доля в 2013 г. существенно не изменится и составит только 57%.

Не предусматривается кардинальной перемены в решении целого ряда острых социальных проблем. Так, в 2013 г. обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях составит 78-79%, т.е. будет весьма далекой от полного удовлетворения потребности.

Проектируемое сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от новообразований и болезней системы кровообращения не сможет обеспечить прирост продолжительности жизни населения до 70 лет. Следует дать в программе более развернутую систему мероприятий, обеспечивающих достижение этого показателя.

В проекте не уделено должного внимания обновлению основных фондов учреждений социальной сферы (в то время как порядка 50% зданий требуют капитального ремонта).

Принципиальную важность приобретает решение задач развития молодежного самоуправления и поддержки общественно значимых инициатив молодого поколения, организации гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.

Индикаторы оценки развития физической культуры и спорта, представленные в проекте, не отражают результатов заявленных в программе задач, а именно – «подготовку квалифицированных кадров для физкультуры и спорта, и «пропагандистские, профилактические, образовательные мероприятия в целях формирования здорового образа жизни у населения».

4. По третьей стратегической цели проекта «Совершенствование системы управления» не все заявленные мероприятия и ожидаемые результаты увязаны между собой. Не обозначены конкретные механизмы реализации мероприятий, итогом которых станут прогнозируемые результаты. Так, например, не представлены индикаторы оценки результативности органов исполнительной власти и эффективности их взаимодействия на различных уровнях. Непонятно, почему при активном внедрении информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и сферу образования (2013 г. – 100% информатизации), так мало внимания уделено информатизации учреждений здравоохранения и культуры (всего 20-30% в 2013 г.). Не разработаны мероприятия по мониторингу выполнения программы, которые бы обеспечили постоянный контроль, а также обратную связь и корректировку текущего и среднесрочного планирования в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. По ряду важных позиций не сделана увязка проекта программы с принятыми на федеральном уровне программно-нормативными документами.

В целом в содержании проекта программы превалирует набор направлений деятельности и целевых показателей развития региона, однако четко не очерчены конкретные меры и сроки их исполнения, ресурсное обеспечение (как бюджетное, так и с указанием привлеченных средств). Не везде названы ответственные исполнители, что создает существенные проблемы в организации системы контроля за реализацией программы.

С учетом вышеизложенного Общественная палата Вологодской области рекомендует провести доработку проекта закона Вологодской области «Об утверждении программы социально-экономического развития Вологодской области на период по 2013 год» в части уточнения программных задач, параметров и индикаторов развития, а также механизмов их достижения. Целесообразно провести публичное обсуждение предлагаемого закона с широким участием общественных организаций и последующим отражением в законе предложений общественности и граждан.

 

Заключение принято на заседании

Совета палаты 13 ноября 2010 года