Официальный портал
Общественной палаты Вологодской области

Разговор о бюджете

2 Июля 2010

Член Общественной палаты Вологодской области Ольга Данилова приняла участие в публичных депутатских слушаний по проекту годового отчета «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»

Разговор о бюджете

Выступление О.М. Даниловой.

Заключение

на проект закона области "Об исполнении областного бюджета

за 2009 год"

 

Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, поставил Вологодскую область в исключительно трудное положение. Значительное падение экономики стало одной из главных причин трудностей в формировании и исполнении областного бюджета.

Каковы же основные моменты, на которые следует обратить внимание.

 

1. Многократное внесение изменений в закон "Об областном бюджете на 2009 г.

В течение 2009 года Законодательным Собранием области было принято 9 законов области о внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2009 год" (для сравнения: в 2008 году - 6 законов).

Кардинальная корректировка плановых параметров регионального бюджета была проведена в июле 2009 года в связи с ухудшением финансово-экономической ситуации в Вологодской области. Резкое падение поступлений налога на прибыль от предприятий металлургии и химического производства вызвало необходимость сокращения вдвое собственных доходов областного бюджета по сравнению с первоначально утвержденными показателями.

В результате проведения Правительством области мероприятий по оптимизации расходов финансирование из бюджета было уменьшено на 20%. Наиболее значительному сокращению подверглись расходы на культуру (56%), образование (32%), национальную экономику (25% - прежде всего урезаны капитальные затраты в дорожное хозяйство - на 54%). Ассигнования на финансирование мероприятий в рамках реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ были утверждены ниже первоначальных параметров на 54% и 73% соответственно . Дефицит областного бюджета увеличился в 3,2 раза и составил более половины в объеме собственных доходов областного бюджета. Как следствие, пересмотрен в сторону значительного (более 70% к собственным доходам) увеличения предельный размер государственного внутреннего долга Вологодской области и расходов на его обслуживание.

В сентябре и ноябре 2009 года поступление из федерального центра дотации на сбалансированность областного бюджета и других межбюджетных трансфертов повлекло внесение очередных поправок в бюджетные показатели. Доходы были увеличены на 3880,3 млн. рублей, дефицит бюджета сокращен до 7572,8 млн. рублей. В то же время Законодательным Собранием принят пакет законов, предусматривающих приостановление ранее принятых расходных обязательств, в основном в части социальной поддержки граждан. Проведенная оптимизация затрат позволила увеличить финансирование по другим статьям расходной части областного бюджета почти на 1 млрд. рублей.

Законом области от 11.12.2009 № 2173-03 утверждена окончательная редакция закона "Об областном бюджете на 2009 год". При этом план по поступлению доходов уменьшен на 28% по сравнению с первоначальным вариантом закона, в том числе собственных доходов - на 50%.

Расходная часть бюджета сокращена на 16%. В рамках работы по оптимизации затрат ассигнования на управление уменьшены на треть. Финансирование отраслей национальной экономики в целом снижено на 16%.

В связи с необходимостью государственной поддержки наиболее уязвимых групп населения в период кризиса, а также ростом затрат на выплату пособий по безработице в областном бюджете были увеличены ассигнования на социальную политику за счет сокращения финансирования других отраслей социальной сферы, в том числе образования - на 32%, культуры - 56,4%, здравоохранения - 9%.

Дефицит областного бюджета утвержден в размере более 8 млрд. рублей, или почти 43% относительно собственных доходов. Объем государственного долга области оставлен без изменений после корректировки по результатам исполнения бюджета за I полугодие 2009 года. Вместе с тем процентные платежи сокращены на 40% против первоначально утвержденной суммы.

Фактические исполненные доходы областного бюджета составили 101,1% к уточненным плановым поступлениям и 72,5% - к первоначально утвержденному показателю. Дефицит бюджета сократился на 19,5% к запланированному размеру в окончательной редакции закона, а относительно первоначально утвержденной суммы вырос почти в два раза. Области удалось достичь снижения государственного внутреннего долга на 24% к уточненному плановому показателю. Однако по сравнению с объемом, утвержденным на момент принятия закона об областном бюджете, долговые обязательства на начало 2010 года выросли в два раза.

 

2. Несбалансированность и дефицит бюджета.

Анализ основных параметров исполнения регионального бюджета позволяет сделать вывод о том, что в 2009 году произошло существенное снижение как доходной, так и расходной части бюджета.

В течение 2009 года Правительством области проводилась целенаправленная работа по увеличению доходов и исполнению расходных обязательств. В результате фактические исполненные доходы областного бюджета составили 101,1% к уточненным плановым поступлениям. Однако по сравнению с 2008 г. произошло значительное снижение доходной и расходной части бюджета. Объем поступлений доходов сократился на 21% к уровню 2008 г., главным образом, из-за значительного снижения налоговых доходов - на 45,7%. Расходы областного бюджета исполнены на 96,9% относительно плановых назначений. По сравнению с 2008 г. расходная часть бюджета уменьшилась на 3,4%. Дефицит регионального бюджета составил 34% в объеме собственных доходов.

 

3. Источники резервов роста доходов и расходов бюджета.

В условиях существенного дефицита регионального бюджета одним из действенных источников дополнительных поступлений платежей в бюджет следует рассматривать погашение имеющейся задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему области. Общественной палатой Вологодской области уже обращалось внимание на это.

Вместе с тем, объем долговых обязательств перед бюджетом имеет тенден­цию к росту, что свидетельствует о недостаточной работе финансовых органов об­ласти с налогоплательщиками по своевременному перечислению налогов и сборов.

Согласно информации, содержащейся на сайте Правительства области, объем задолженности по платежам в областной бюджет за 2009 год составил 657 млн. рублей, или 3,4% по отношению к собственным доходам. За 1-й квартал 2010 г. задолженность увеличилась еще на 17,5%/

Однако имеющаяся информация о состоянии задолженности по платежам в областной бюджет не может служить полной, поскольку она не включает реструктурированную задолженность, задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства, задолженность по уплате пеней, налоговых санкций и другие виды задолженности.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2010 года совокупная задолженность по налогам и сборам в бюджет Вологодской области (консолидированный) составила 1994,1 млн. руб., что почти в два раза выше объема задолженности на начало2009 г. Удельный вес задолженности по платежам в бюджет по отношению к совокупным доходам бюджета в 2009 году вырос до 5% против 2,1% в 2008 году. Просроченная задолженность увеличилась незначительно - на 1,5%/

Наибольший объем задолженности на начало 2010 года имели предприятия металлургического производства (4 Г/о в общем объеме задолженности), а также розничной и оптовой торговли - 27%, причем их долговые обязательства перед бюджетом выросли за 2009 год в 2,3 и 8,7 раз соответственно.По итогам I квартала 2010 года задолженность по платежам в бюджет увеличилась почти на 2% по сравнению с суммой задолженности на начало года и составила более 2 млрд. рублей, или 22,7% в объеме совокупных доходов бюджета. Значительно увеличилась задолженность в отраслевом разрезе, за исключением торговли. Наметилась тенденция к снижению просроченной кредиторской задолженности в бюджет.

Необходимо принять во внимание, что во многих случаях образование недоимки и несвоевременное перечисление платежей в бюджет вызвано отвлечением средств в дебиторскую задолженность, образовавшуюся по расчетам за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Так, по статистиче­ским данным, объем дебиторской задолженности предприятий и организаций Вологодской области на 1 января 2010 г. составил 69111,1 млн. руб., на 1 апре­ля 2010 г. - 78347 млн. руб., в том числе у предприятий металлургического про­изводства - 26188,3 и 34740,8 млн. рублей соответственно. В связи с этим полагаем, что к налогоплательщикам могут быть приняты меры бесспорного взыскания задолженности по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

4. Эффективность использования бюджетных средств.

В условиях дефицита бюджетных средств все острее встает вопрос о целесообразности предоставления льгот по налогам и эффективности их использования.

В соответствии с региональным законодательством льготы предоставляются по следующим налогам: транспортному, на имущество и на прибыль.

В 2009 г. предоставлено льгот по транспортному налогу в сумме 120822 тыс. руб. По сравнению с 2008 г. объем предоставленных льгот увеличился на 41355 тыс. руб., или на 34,2%.

Источник: о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу [Электронный ресурс]: отчёт УФНС по Вологодской области ф. № 5 - ТН // Официальный сайт УФНС по Вологодской области. - Режим доступа: http://www.r1S nnlnn.ru/html/sites/www.r33.nalog.ru/stati5lifca/5tn/5lnQ120IOxls

К сожалению, информации об объемах предоставленных льгот по другим налогам не имеется. Неоднократные обращения Общественной палаты в депар­тамент финансов с просьбой о предоставлении информации по льготам не увенчались успехом.

Кроме того, внесение изменений в законы области, предполагающих введение налоговых льгот, допускается в порядке установленном действующим законодательством, с обязательным приложением расчетов и обоснований их бюджетной и (или) социальной эффективности, выполненных в соответствии с Порядком оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот на территории

Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2008 г. № 1229.

В соответствии с п.З Порядка информация об объемах предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и результатах оценки их бюджетной и социальной эффективности представляется к опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте Правительства области в сети Интернет департаментом финансов области. Однако этого не делается.

 

5. Предложения.

Проведенный Общественной палатой анализ позволяет считать исполненным областной бюджет за 2009 год. Следует отметить, что Правительством области резервы его пополнения использованы не в полной мере.

В целях совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности использования бюджетных ресурсов Общественная палата считает возможным предложить комплекс мер.

1. Усилить взаимодействие Правительства области с налоговыми органами в части:

- повышения эффективности налогового администрирования;

- проведения претензионно-исковой работы по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам;

- своевременного принятия решений о взыскании задолженности, являющихся основанием для бесспорного взыскания;

- более активного использования права налоговых служб взыскивать в бесспорном порядке задолженность по платежам в бюджет за счет имущества налогоплательщиков;

- активизации работы с коммерческими банками по своевременному исполнению поручений предприятий и организаций на перечисление налоговых платежей.

2. Рассмотреть вопрос о разработке критериев предоставления налоговых льгот и обеспечить проведение оценки эффективности использования этого инструмента региональной экономической политики.

3. В целях общественного контроля за формированием и эффективным использованием бюджетных средств продолжить работу по повышению открытости информации.

4.  Обеспечить выполнение Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот на территории Вологодской области (утвержденного постановлением Правительства области от 30.06.2008 г. № 1229) в части представления к опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте Правительства области в сети Интернет департаментом финансов области информации об объемах предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и результатах оценки их бюджетной и социальной эффективности.